Как биологи, юристы, моряки переучиваются на программистов

Где их учат и насколько они нужны работодателям
Варвара Гранкова

В России набирает популярность новая форма обучения начинающих IT-специалистов – буткемпы. Из-за колоссального дефицита IT-специалистов многие компании готовы рассматривать кандидатов, которые решили сменить профессию и стать разработчиками, говорит Анастасия Теплоухова, директор по рекрутменту Ancor FinTech. Буткемп – очень удобная форма для быстрой переквалификации в разработчиков начального уровня, считает она.

Основатель буткемпа «Эльбрус» для людей без математического и инженерного образования Георгий Бабаян рассказывает, что буткемп – это методика, которая традиционно использовалась в США для ускоренной подготовки солдат. В обычных условиях новобранец становится полноценным бойцом за 3–4 года, а в буткемпе на это уходит 4 месяца, потому что человек полностью погружен в процесс обучения. Сейчас этот метод, говорит Бабаян, активно используется для подготовки IT-специалистов в зарубежных вузах и IT-компаниях.

Бабаян успел поучиться в нескольких буткемпах в США, а в конце 2018 г. открыл «Эльбрус». Десятинедельный курс в режиме полного рабочего дня в «Эльбрусе» прошло около 70 представителей самых разных профессий – финансистов, юристов, биологов, менеджеров. «Курс начинающего бойца» стоит 160 000–190 000 руб. По словам Бабаяна, 90% новоиспеченных программистов уже нашли работу разработчика.

Как учат в буткемпе

34-летний Владимир Хван, ныне разработчик в Wildberries.ru, всегда интересовался IT-технологиями, но поступил в Сибирский филиал Международного института экономики и права в Новокузнецке на отделение финансов и кредита. После выпуска два года работал в банках, но разочаровался в банковском деле и устроился бариста в «Даблби», где за три года дорос до управляющего кофейни. В конце 2018 г. у Хвана родился сын, семье понадобились деньги, и Хван снова решил сменить профессию. Он вспомнил о своей мечте быть программистом, тем более что знал – IT-специалисты хорошо зарабатывают. Хван стал искать подходящие курсы программирования. В январе 2019 г. он сдал вступительный экзамен в «Эльбрусе» (будущие студенты самостоятельно разбирают синтаксис языка JavaScript).

По словам Хвана, в его группе было пять человек. Студенты приходят в класс, рассказывает он, с собственными ноутбуками. День в «Эльбрусе» начинается в девять утра с двухчасовой лекции по программированию. Потом студенты занимаются программированием в парах и решают задачи по теме. Раз в неделю вечером приходят приглашенные программисты из крупных компаний, которые рассказывают студентам о своей работе.

За время учебы студенты делают два проекта, один по разработке bасk-end, другой (выпускной) по frоnt-end, перед каждым проектом сдают экзамен, рассказывает Дмитрий Уткин, ныне разработчик front-end компании «Финам», а в прошлом аудитор. Первый проект студенты делают по заказу какой-нибудь компании и получают за него небольшие деньги, объясняет он. Ему с напарником достался проект платформы, которая сводит вместе арендодателей и арендаторов недвижимости. Выпускной проект учебный: разработчики сделали сайт по поиску врачей в ближайших клиниках. Среди выпускников «Эльбруса» и 26-летняя Катрин Алимова, юрист по образованию, а ныне front-end разработчик в ВТБ. По словам Бабаяна, 80% обучающихся в буткемпе мужчины, средний возраст – 28 лет. У большинства высшее образование, но не всегда техническое. Главное – человек должен хотеть учиться и быть готовым к тому, что работать придется много.

Другие формы

Самый традиционный способ научиться программированию, по мнению опрошенных «Ведомостями» разработчиков, – поступить в учебный компьютерный центр «Специалист» при МГТУ им. Баумана, авторизованный компаниями Мicrosoft и Adobe. Интернет-маркетолог центра Владимир Дичев говорит, что для получения профессии программиста-разработчика слушатель должен поступить на дипломную программу и проучиться 250 ч, положенных по государственному профстандарту для получения профессии. Стоимость программы – от 50 000 до 100 000 руб. Однако рассчитана эта программа все же больше на учащихся с инженерно-техническим образованием. Слушатели учатся с разной интенсивностью: весь день, только утром или только вечером, есть и онлайн-формат обучения. Только 10% студентов приходят на курс программирования в «Специалист» из других профессий, большинство – это программисты, которые повышают квалификацию. «Специалист» предлагает множество учебных программ по IT для неспециалистов: бухгалтеров, экономистов и т. д.

$240 млн
заработали в 2018 г. американские и канадские буткемпы на обучении программистов, по данным Course Report


108 буткемпов
для разработчиков с учебной программой полного рабочего дня насчитывалось в 2018 г. в США и Канаде, по данным Course Report

Можно пойти учиться в очную «Школу 21» Сбербанка. По словам представителя Сбербанка, большую часть студентов школы составляют люди в возрасте от 18 до 35 лет, более половины никогда не работали в сфере IT . Курс длится от 1,5 до 3,5 года, в школе нет преподавателей, занятия предполагают коллективный обмен информацией между студентами. Разработчик Дмитрий Ким прошел четырехнедельный тестовый период обучения в «Школе 21». По его словам, там он впервые познакомился с форматом буткемпа: программисты работали в школе весь рабочий день, а однажды его команда не выходила из школы двое суток подряд, все это время ребята писали код. В сентябре 2019 г. Сбербанк запустил программу ускоренного найма и адаптации начинающих разработчиков под названием SberStart и планирует масштабировать ее на региональном уровне. Пока в программе могут поучаствовать только Java-разработчики.

Портал GeekBrains, на котором размещены курсы GeekUniversity (принадлежит Mail.ru Group), предлагает онлайновые курсы программирования. Многообразие образовательных онлайн-школ и платформ облегчает освоение профессий программиста и разработчика, считает Александр Никитин, гендиректор GeekBrains. По его словам, основную аудиторию GeekUniversity составляют люди в возрасте 20–35 лет. За год-полтора обучения студенты выполняют 4–6 проектов, этот портфель облегчает трудоустройство в крупные компании.

На младшие позиции

Однако выучиться – лишь полдела. Какая работа ждет свежеиспеченных IT-специалистов? 27-летний разработчик Геннадий Хотовицкий – в прошлом помощник капитана на торговом судне. Устав от длительных плаваний, он решил освоить модную профессию разработчика. И пошел учиться в буткемп. А потом устроился на работу в VR Tech. По его словам, в деньгах потерял, зато приобрел интересную профессию.

По наблюдениям Бабаяна, 50% выпускников школы устраиваются на работу по знакомству и через рекомендации, еще 50% – через портал HeadHunter. Все опрошенные «Ведомостями» выпускники рассказали, что нашли работу через HeadHunter, сроки поиска варьировались от недели до нескольких месяцев. 40-летний Вадим Сметанин прежде трудился менеджером по компенсациям за неремонтопригодное оборудование в компании Asus. Его роль заключалась в принятии решений о выплате компенсаций за брак дистрибуторам, магазинам и частным клиентам. Выпустившись из буткемпа, он искал работу четыре месяца, первые собеседования были провальными. По его словам, работодатели больше всего обращали внимание на результаты технического собеседования и способы решения практических задач. На одном из собеседований ему посоветовали дополнительный курс по программированию из 90 уроков на YouTube. После этого Сметанин почувствовал себя увереннее и в августе устроился разработчиком в небольшую IT-компанию.

46-летний Рауф Эрк – в прошлом трейдер и финансовый директор небольшой компании, которая уже закрылась. По его признанию, курс в буткемпе дался ему нелегко, трудно было во все вникнуть. После выпуска он прошел 10–15 неудачных собеседований, в том числе в Сбербанке. Ему пришлось доучиваться самостоятельно. Через полтора месяца он получил предложение от Ozon.ru. Его взяли, но работать тяжело, признается Эрк. Как рассказала Анна Сергеева, IT-рекрутер в Ozon, сейчас в IT-лаборатории Ozon больше 800 сотрудников и подразделение активно растет. Ozon приглашает как опытных разработчиков, так и начинающих. Если у кандидата есть опыт работы в сфере, не связанной с программированием, и теоретические знания в разработке, например полученные во время буткемпа, компания может предложить ему вакансию младшего разработчика. Уровень знаний проверяется на техническом интервью с разработчиками и руководителями команд и, если у кандидата есть свой проект или код, написанный во время учебы, это может стать дополнительным преимуществом, говорит Сергеева.

Большинство работодателей обращают внимание на опыт работы и наличие высшего образования по профилю, поэтому у выпускника IT-факультета больше шансов найти работу, чем у выпускника экспресс-курсов, полагает Евгения Дельнова, директор отделений подбора IT-персонала Kelly Services. Но из-за сильнейшего дефицита кадров ситуация в ближайшие годы может поменяться, говорит она. Уже сейчас компании стали уделять больше внимания практическому опыту кандидата и выполненным проектам. Многие просят показать примеры работы и кодов. Если у кандидата нет опыта работы, но он справился с заданиями, его возьмут стажером с минимальной зарплатой, если есть хотя бы один год опыта – программистом младшего уровня (Junior).

27-летняя выпускница факультета биологии МГУ Ольга Мокина закончила онлайн-курс на портале GeekBrains, устроилась разработчиком в небольшую IT-компанию, а потом узнала о вакансии в «Яндексе». После интервью по Skype, очного собеседования и выполнения технического задания ее взяли на должность младшего разработчика интерфейсов в «дочку» крупного интернет-холдинга. Мокина говорит, что среди ее коллег мало людей с профильным образованием, но много таких, как она.