Как компании переманивают сотрудников
И помогают ли побороть переманивание хартии, кодексы и соглашенияКаждая вторая российская компания (54%) хотя бы раз переманивала сотрудников у своих конкурентов, а 18% – у клиентов или партнеров. Таковы данные опроса 150 компаний, проведенного порталом HeadHunter. Самая агрессивная борьба ведется за кадры в сфере информационных технологий – на рынке дефицит, а выращивать собственных специалистов зачастую нет времени и ресурсов, говорит Наталья Домашенко, партнер агентства NGRS по поиску IT-специалистов. Причем в борьбе за IT-кадры участвуют не только софтверные компании, интеграторы и интернет-корпорации – последние годы в таких специалистах нуждаются банки и нефтегазовые компании, которые активно занимаются цифровыми проектами, отмечает президент Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев.
На кого охотятся
По данным опроса HeadHunter, компании переманивают в основном менеджеров по продажам (52% ответов), IT-специалистов и разработчиков (34%) и топ-менеджеров (28%). Компании, например, охотятся на опытных менеджеров по продажам IT-продуктов: они хорошо разбираются в продукте и знакомы с клиентами, продолжает Домашенко. У компаний, занимающихся внедрением информационных систем, пользуются спросом и специалисты по внедрению систем SAP, 1С и проч. IT-компании также переманивают узких специалистов по машинному обучению, искусственному интеллекту, аналитике данных и проч., знает руководитель группы консультантов по подбору персонала по направлению Hitech компании Ancor FinTech Марина Прохоренко. Однако, по ее словам, работодателям нужны и универсальные разработчики, программисты со знанием Java, специалисты автоматизированного тестирования и проч.
За лучшими кандидатами охотятся целенаправленно, следует из опроса. Рекрутеры постоянно проверяют резюме кандидатов на сайтах поиска работы (52% ответов), спрашивают контакты сотрудников у коллег (49%), знакомятся с ценными работниками в соцсетях и на профильных конференциях (37 и 27% соответственно). IT-специалистам присылают предложения о работе даже в приложении для знакомств Tinder, знает директор по персоналу IBS Яна Кудрявцева.
Так, например, в 2013 г. компания Т8, занимающаяся разработкой и установкой телекоммуникационного оборудования, жаловалась, что в ноябре – декабре 2012 г. Huawei развернула охоту на ее работников. Сотрудникам обрывали телефоны и писали письма по электронной почте, предлагали зарплату в 1,5–2 раза выше, сообщала Т8 в письме своему партнеру – «Ростелекому». Кроме того, Huawei предлагала вознаграждение за рекомендацию кандидата наук – 37 500 руб., а за доктора – 60 000 руб. Другой пример активного переманивания – компания «Сбертех» («дочка» Сбербанка), которая только за 10 месяцев 2016 г. наняла 2000 сотрудников. «Компания пылесосила рынок», – вспоминает Кудрявцева.
Ценных сотрудников заманивают интересными проектами и задачами (67%), повышением зарплаты (66%), более высокой должностью (37%), улучшенным соцпакетом (16%), согласно опросу HeadHunter.
Хартии и кодексы
Переманивание сотрудников вредит рынку, считает Комлев. Иногда конкуренты или партнеры забирают к себе целые команды специалистов, а компания, оставшись без отдела, не успевает вовремя выполнить проект для заказчика, поясняет он.
Некоторые компании договариваются между собой не переманивать сотрудников, говорит Прохоренко. Обычно такие соглашения есть у компаний, входящих в одну группу или принадлежащих одному собственнику, знает она. Часто подобные соглашения подписывают также с партнерами или клиентами, по словам Домашенко. Штатным рекрутерам и внешним хедхантинговым агентствам выдают список компаний, откуда нельзя переманивать работников. Кроме того, между IT-компаниями существуют негласные джентльменские соглашения, говорит советник по трансформации бизнеса «Техносерва» Марина Голубева.
Есть и отраслевые договоренности. В 2011 г. АПКИТ разработала «Этическую хартию руководителей IT-компаний». Компании договорились осуждать целенаправленное переманивание сотрудников, а также наем руководителей высшего звена, менеджеров по продажам и технических специалистов конкурента с целью украсть технологию, подорвать бизнес или увести клиента, говорится в хартии. По данным на 2017 г., ее подписали 88 компаний. Среди них «Ланит», 1С, IBS, «Крок» и проч. Компании не запрещено нанимать специалистов из другой организации, но об этом лучше сообщить конкуренту, обсудить с ним кандидатуру, поясняет Комлев. Если конкретный работник занимается важным проектом, лучше дать отсрочку и пригласить его в штат после завершения обязательств, рассуждает Комлев.
Компания может пожаловаться в АПКИТ, если кто-то из конкурентов нарушил договоренности, говорит Комлев. Но работодатель должен представить веские доказательства переманивания. В прошлом году только четверть жалоб подтвердилась, АПКИТ проводила встречи с представителями компаний, сказал Комлев. Общее число обращений он не сообщил.
Только на бумаге
«Инфосистемы джет» не подписали хартию АПКИТ, потому что считают ее формальностью, говорит директор по персоналу компании Ольга Ковардакова. Она уверяет, что компания не переманивает сотрудников у конкурентов. Все кандидаты, по словам Ковардаковой, сначала завершают обязательства у предыдущего работодателя.
«Ведомости» опросили 16 компаний – системных интеграторов, интернет-корпораций и банков, переманивают ли они сотрудников друг у друга и соблюдают ли этический кодекс. Четыре компании не ответили на запрос, «Яндекс» и Mail.ru Group отказались от комментариев. Представитель «Тинькофф банка» сообщил, что банк не подписывал никаких соглашений с другими компаниями.
Хартия носит исключительно декларативный характер, никаких реальных рычагов давления у АПКИТ нет, говорит директор по персоналу «Ланита» Надежда Шалашилина. Хартия писалась еще в начале 2000-х гг., с тех пор рынок очень изменился, предупреждает Шалашилина. Сейчас угроза исходит не от классических IT-компаний, а от компаний из других отраслей. По ее словам, IT-специалистов активно переманивают банки, нефтегазовые компании и промышленные холдинги, которые занимаются разработкой собственных продуктов.
Имеют право
Часть работодателей выступает против любых соглашений о непереманивании. Они разрушают здоровую конкуренцию, уверен представитель Сбербанка. По его словам, работодатель-конкурент может предложить кандидату условия и задачи, которые будут ему более интересны, а согласиться или нет – личное дело сотрудника. Более того, борьба за сотрудников между компаниями повышает престиж профессии, растут зарплаты специалистов. Сотрудники должны иметь право самостоятельно выбирать компанию, считает директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского» Марина Алексеева. Закон запрещает ограничивать выбор человека, замечает директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина.
В 2013 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагала ввести штрафы за переманивание сотрудников у конкурентов нечестными способами. Например, если конкурент рассказывает сотрудникам, что их работодатель скоро обанкротится. Служба хотела признать такие способы найма недобросовестной конкуренцией. Представитель ФАС сообщил «Ведомостям», что тогда предложение одобрено не было и служба не планирует выдвигать его вновь.
Как работодатели борются с утечкой кадров? Половина респондентов утверждают, что повышают мотивацию собственных сотрудников, 12% компаний подписывают с клиентом и партнером договор, запрещающий переманивать друг у друга сотрудников. А 5% респондентов сообщили, что включают в трудовые договоры с некоторыми сотрудниками пункты о запрете на работу у конкурентов после увольнения.
Надо создавать такие условия труда, чтобы люди хотели оставаться в компании, советует Соломатина. Она вспоминает, что сотрудники SAP не раз уходили к партнерам, конкурентам или клиентам. Но компаниям не стоит бояться отпускать сотрудников – специалист может вернуться обратно с новым опытом и знаниями, полезными для компании, говорит она.