Почему российским директорам не нужны прорывные технологии

37% компаний не используют никаких новых технологий — PwC
Варвара Гранкова / Ведомости
Варвара Гранкова / Ведомости

Алексей Евсягин, сооснователь IT-компании BFG Group, ищет клиентов – топ-менеджеров и собственников промышленных предприятий – на отраслевых выставках и конференциях. BFG Group разрабатывает цифровые двойники заводов, с помощью которых можно следить за процессами и прогнозировать эффективность и рентабельность производства. В прошлом году на конференции Евсягин познакомился с гендиректором холдинга, в который входят несколько заводов. Гендиректор согласился создать цифровые двойники на двух предприятиях: Евсягину оставалось только приехать на завод и подписать контракт с директором. Затраты каждого завода составили бы 30–50 млн руб., по оценкам Евсягина. Но директора отказывались сотрудничать: мол, хорошо справляются и без цифровых технологий, переговоры затянулись на год, вспоминает Евсягин. Пришлось вмешаться гендиректору холдинга. Он сам приезжал на встречи. Топ-менеджер клал директору на стол заявление об уходе и контракт на внедрение и предлагал подписать один из документов на выбор, рассказывает Евсягин.

Этот пример подтверждается данными опроса около 80 членов советов директоров крупных российских компаний из 14 отраслей, проведенного PwC. Большинство респондентов (72%) сказали, что считают внедрение цифровых технологий стратегически важным. Однако заявления расходятся с делом: 37% респондентов признались, что в их компаниях не используются никакие новые технологии. Опрос PwC показал, что проникновение новых технологий в российских компаниях невелико. Компании чаще всего внедряют робототехнику (так ответили 19% респондентов) и интернет вещей (19%). Второе место делят блокчейн, дроны, 3D-печать и искусственный интеллект (по 11%). А реже всего компании пользуются виртуальной и дополненной реальностью (по 7% компаний).

«Ведомости» разбирались, почему российский бизнес не спешит вкладываться в прорывные IT-проекты.

Чего ждут

Розничная сеть X5 Retail Group использует цифровые разработки, чтобы повысить продажи и рентабельность. В ряде магазинов прошел пилотный проект по использованию видеоаналитики и компьютерного зрения для правильной выкладки товаров, определения пола и возраста покупателей. Это помогало бороться и с пустыми полками. Количество тех, кто уходит из магазинов без покупок, сократилось на 10%, рассказывает представитель X5 Retail Group. Группа «М.видео-Эльдорадо» с помощью IT улучшает обслуживание клиентов и увеличивает выручку, рассказывает директор по IT группы Сергей Сергеев. Например, анализируя поведение покупателей на сайте, ритейлер выявляет самые привлекательные акции и скидки. В результате число откликов на рекламные рассылки выросло на 20%, говорит Сергеев. Другая рекомендательная система определяет товары, которые могут понравиться клиенту, и высылает предложение о покупке.

IT в ритейле быстрее дают экономический эффект, чем в других отраслях, говорит директор по консалтингу компании «Консист бизнес групп» Вячеслав Солопов. Искусственный интеллект и анализ больших данных также используются в телекоме и финансовом секторе, промышленные и сельскохозяйственные предприятия активнее внедряют интернет вещей, говорит Елена Дубовицкая, директор практики корпоративного управления PwC в России. Больше половины респондентов (53%) с помощью технологий хотят увеличить выручку, а 50% инвестируют в IT, чтобы повысить качество обслуживания клиентов, 36% компаний – для экономии затрат. 29% респондентов с помощью IT-проектов надеются выйти на новые рынки, 21% респондентов – создавать инновационные продукты, а 11% – опередить конкурентов.

В 2014 г. компания «Северсталь» запустила проект «Мобильное ТОРО (техническое обслуживание и ремонт оборудования)»: ремонтным бригадам выдали 1300 мобильных устройств, которые считывают данные с датчиков на оборудовании и фиксируют неисправности. За три года аварийные простои оборудования из-за опозданий с ремонтными работами уменьшились в 3 раза, говорит представитель «Северстали».

Крупным промышленным компаниям трудно выбрать самую подходящую технологию. Чтобы выбрать один IT-проект, необходимо протестировать 10 разных технологий, говорит представитель «Северстали».

Что мешает

С 2011 г. на Краснокамском ремонтно-механическом заводе (КРМЗ) работает два робота-манипулятора: они заменяют трех сварщиков, рассказывает гендиректор КРМЗ Дмитрий Теплов. Закупка роботов обошлась в 6 млн руб. На наладку и запуск ушел месяц, а перед установкой роботов пришлось полностью модернизировать производство, говорит Теплов. В результате качество сварки повысилось и завод получил новых крупных заказчиков – нефтяную и атомную компании, уверяет гендиректор. Теплов объясняет успех роботизации тем, что у завода в 2003–2017 гг. был итальянский акционер – производитель сельхозтехники и КРМЗ изначально был хорошо автоматизирован.

По данным опроса, 62% респондентов не используют новые IT, потому что не знают, как их интегрировать с уже существующими системами. 52% респондентов сказали, что устаревшее оборудование несовместимо с новыми технологиями. А 62% респондентов объясняют технологическое отставание медлительными и негибкими процессами внутри компании.

Но большинство респондентов (76%) сообщили, что не внедряют новые технологии из-за нехватки специалистов, по данным опроса PwC. Представитель компании «Сибур» говорит, что компания для развития IT-проектов была вынуждена переманивать аналитиков, инженеров данных и разработчиков из банков, страховых компаний и интернет-корпораций.

Одна из важнейших помех – саботаж рядового персонала и менеджмента. Теплов рассказывает, что один из заводов Пермского края год назад попытался запустить роботов, но это сразу сделать не удалось: сотрудники боялись сокращений и отказывались работать с роботами. Очень часто против прорывных технологий выступают IT-департаменты – они боятся, что сторонние решения нарушат существующую систему, рассказывает Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив.

Правильный совет

Инициировать внедрение современных технологий в компаниях должны советы директоров, но на самом деле так не происходит, отмечают авторы исследования. Только 7% респондентов сообщили, что советы директоров курируют IT-проекты в компаниях. Чаще всего внедрением технологий занимается исключительно менеджмент, следует из опроса PwC. Игорь Беликов, глава Российского института директоров, говорит, что в большинстве российских компаний советы директоров играют лишь формальную роль.

Большинству директоров IT-проекты не интересны: 57% респондентов сказали, что встречаются с техническими директорами компаний не чаще двух раз в год.

В компании «Северсталь» считают, что обсуждать IT-стратегию нужно не реже раза в квартал, а при необходимости проводить индивидуальные встречи членов совета с директором по IT, рассказывает представитель компании.

Проблема в том, что топ-менеджмент не всегда успевает внедрить новые технологии: в российских крупных компаниях гендиректора часто меняются. Например, в «Алросе» за последние годы сменилось четыре гендиректора, напоминает член совета директоров компании Олег Федоров. В российских компаниях IT-директор обычно управленец среднего звена без широких полномочий. В «Алросе» IT-директор не участвует в принятии стратегических решений, касающихся, например, разработки цифровой платформы для торговли алмазами, говорит Федоров.

Люди дешевле

Экономический эффект от прорывных технологий сложно предсказать, говорит Солопов. Поэтому компании ждут, когда технологию протестируют другие игроки и поделятся результатами. Солопов вспоминает, что похожая ситуация была в 1990-е гг., когда компании по тем же причинам не хотели использовать ERP-системы, а сейчас такие системы есть даже у небольших компаний.

Но главная причина технологической инертности российского бизнеса – отсутствие конкуренции, уверен председатель совета директоров IT-холдинга IBS Сергей Мацоцкий. У компаний нет стимула тратить деньги на инновации и лишний раз рисковать, отмечает он. Например, промышленные предприятия не инвестируют в роботов, потому что в России дешевая рабочая сила: инвестиции в оборудование окупаются минимум за 3–5 лет, отмечает Алиса Конюховская, вице-президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники.-

Варвара Гранкова / Ведомости