Как завести новый бизнес после разорения старого

Три главных урока из закрытия малого бизнеса
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Через 10 лет после рецессии 52-летняя Лана Корсано все еще нервничает. Она владеет Bolt Printing & Embroidery – растущей компанией, печатающей рисунки на футболках в штате Коннектикут. Компания не имеет долгов и ни один ее клиент не приносит ей более 1% общей выручки. Корсано платит наличными за оборудование, которое она покупает подержанным и ремонтирует. Главных правил три: не брать кредитов, не ставить бизнес в зависимость от нескольких крупных клиентов и платить только наличными.

Эта стратегия стала результатом мучительных уроков, полученных 10 лет назад. Тогда финансовый кризис разорил первую компанию Корсано, которая продавала рекламные материалы, такие как портфели и мячи для гольфа с логотипами заказчика, небольшому числу крупных финансовых фирм. Незадолго до краха Корсано во второй и третий раз заложила свой дом в Риджфилде, штат Коннектикут, и взяла кредиты в банке на расширение бизнеса. Она наняла больше сотрудников и попыталась запустить линейку продуктов питания. Затем наступил финансовый кризис, и банки перестали покупать рекламные материалы. Корсано подала заявление о банкротстве и лишилась дома, будучи единственным кормильцем двух дочерей-подростков. «Это была настоящая катастрофа, – сказала она. – Я никогда больше такого не допущу».

В последние годы владельцы малого бизнеса говорят о том, что их уверенность в росте экономики увеличивается. Как показал январский опрос Национальной федерации независимых предпринимателей, рекордно высокая доля респондентов – 32% – считают, что сейчас самое подходящее время расширять бизнес. Однако некоторые последствия рецессии сохраняются до сих пор, особенно если речь заходит о финансировании, заявляет вице-президент Национальной ассоциации малого бизнеса Молли Дэй. Ситуация заметно ухудшилась, считает Дэй: очень многие банки не хотят кредитовать малый бизнес. Объемы кредитования крупных предприятий выросли, тогда как выдача ссуд малому бизнесу все еще ниже докризисного уровня, по данным Федерального резервного банка Нью-Йорка.

Общенациональное обследование более чем 10 000 малых предприятий, проведенное в 2016 г. с участием всех банков Федерального резерва, показало, что большинство фирм использовали нераспределенную прибыль и личные средства для ведения бизнеса и только 15% считали внешнее финансирование, такое как банковские кредиты, основным источником поступления средств. Тем не менее, как показал опрос ФРС, большинство малых предприятий имеют непогашенный долг. Многие малые предприятия, которые не смогли предоставить обеспечение для банковских ссуд, обратились к альтернативным кредиторам или оформили кредитные карты.

Как рассказала Корсано, она заметила потребность людей в недорогой и быстрой в изготовлении одежде, сделанной по индивидуальным эскизам. Корсано решила открыть в Коннектикуте компанию по нанесению рисунка на футболки. Она избегала кредитов, предпочитая развивать бизнес медленно и брать взаймы у друзей и семьи. Ей потребовалось $25 000 на стартовые расходы.

Корсано наняла двух сотрудников и открыла новую компанию в 2009 г. Предпринимательница печатала принты на футболках в захламленном промышленном гараже площадью 1000 квадратных футов, впихнув туда печатное оборудование. Сейчас она имеет 21 сотрудника и арендует цех в 10 000 квадратных футов, где размещаются цифровые и традиционные трафаретные принтеры, а также вышивальные машины. В прошлом году компания выпустила более 500 000 персонализированных футболок и других текстильных изделий.

Особенной популярностью у заказчиков в последние годы пользуются религиозные и политические надписи, говорит Корсано. Недавно рабочие готовили заказ для клиента из Техаса – 50 оранжевых футболок с белой надписью «Достаточно» над большим знаком мира и хэштегом «#nationalschoolwalkout». Он был приурочен к митингу протеста против использования оружия, состоявшемуся 20 апреля. Компания принимает заказы почти исключительно через интернет, программное обеспечение разработали сотрудники компании. То, что бизнес должен идти в ногу с новыми технологиями, – тоже вывод из кризиса и разорения предыдущей фирмы. Тогда, по словам Корсано, она поняла, что нельзя вести бизнес по старинке и при этом надеяться, что кризисы его пощадят.

Трой Дай, главный специалист по маркетингу подразделения Capital One, отвечающего за кредитные карты для малого бизнеса, сказал, что технологии оказали серьезное влияние на небольшие компании после финансового кризиса. По его словам, все больше владельцев теперь считает новейшие технологии ключевым способом оптимизации бизнеса. «Рецессия заставила людей пересматривать бизнес-модели: мол, мы только что прошли через мучительные испытания, позволит ли нынешняя бизнес-модель выжить в будущем?» – сказал Дай.

Выручка компании Корсано в прошлом году составила $2,7 млн. Предпринимательница смогла купить на наличные деньги больше оборудования, чем планировала, и эти инвестиции, как она надеется, помогут компании к 2020 г. достичь выручки в $10 млн. Она собирается нанять 10 новых сотрудников в этом году.

Корсано по-прежнему боится лишних расходов. Она вспоминает, как мучилась из-за недавнего решения о покупке новой офисной мебели и в итоге приобрела столы и стулья в IKEA. «Я больше не хочу рисковать, – говорит Корсано. – Я не хочу снова попасть в ситуацию, когда придется объявить людям, что мне нечем им платить».

Перевела Юлиана Петрова