Выпускница физтеха придумала конструктор нарядов для магазинов одежды
Новинку купили несколько крупных сетей, в том числе BenettonМобильное приложение под рабочим названием «Шпаргалка для продавца» 30-летняя Ольга Коцур начала создавать в 2013 г. во время учебы в Гарвардском университете. Хотя идея технологического стартапа появилась раньше, чему вполне способствовала ее стремительная карьера. После учебы в МФТИ она закончила Российскую экономическую школу, которая ее отправила на стажировку в лондонский офис Lehman Brothers. Потом она работала в Boston Consulting Group (BCG), где специализировалась на телекоме. Именно BCG направила ее в Гарвард получать MBA, оплатив обучение.
Продавец со смартфоном или планшетом, на котором установлена «Шпаргалка» (сейчас называющаяся Mercaux), может быстро найти нужный размер, отсканировав этикетку, или рекомендовать покупателям продуманные комплекты одежды (из изделий, продающихся в данном магазине) в ответ на вопрос «А с чем это носить?». По словам Коцур, сервис Mercaux помогает повысить средний чек на 8–11% за счет кросс-продаж.
Приложение уже внедрили несколько российских и международных компаний: Benetton, Loriblu, Kiko Milano, Kira Plastinina, Inсity. Каждый магазин платит за подписку по $150–300 в месяц в зависимости от набора функций. Коцур надеется, что к середине 2017 г. она подпишет контракты с одежными и обувными ритейлерами на $1,3 млн.
Магазинный помощник
«Меня удивляло, что офлайновые магазины одежды не изменились, технологии до них не добрались», – рассказывает Коцур. Продавцам надо держать много информации в голове: знать ассортимент, товарные остатки, новинки. Они часто не могут толком консультировать клиента, долго ищут нужную модель или размер, то и дело бегая к кассе. «Я сталкивалась с ужасной работой розницы и в Москве, и в Лондоне, и в США», – вспоминает Коцур. Продавцам нужен инструмент, который поможет лучше работать, решила она.
В США Коцур нашла единомышленника – однокурсника по Гарварду из Индии. Партнеры зарегистрировали компанию в США и наняли группу разработчиков в Индии, сделавших прототип приложения. Работу программисты сделали бесплатно – под обещание, что их возьмут в команду, если все получится. Летом 2013 г. бизнес-инкубатор Plug and Play инвестировал в Mercaux $25 000. Его руководители регулярно приезжают в Гарвард и проект показался им перспективным, рассказывает Коцур. Это позволило расплатиться с разработчиками и продолжить дело.
Предпринимательница общалась с ритейлерами – например, с менеджерами сетей Donna Karan, Macy’s, Nordstrom, чтобы понять их проблемы. Стало ясно, что ритейлу нужен более сложный инструмент, чем проверка размеров. Позже партнеры вложили в разработку еще $30 000 собственных накоплений.
В поисках инвесторов
В начале 2014 г. партнер Коцур вышел из дела – переехал в Калифорнию, для Коцур настал тяжелый период, вспоминает она. Проект развивался медленно, учеба подходила к концу, и надо было принимать решение, продолжать ли дело. За полгода основательница Mercaux встретилась и поговорила примерно с 20 инвесторами и фондами в Европе, России и США: «Я все лучше понимала, что нужно менять в презентации продукта и на какие моменты бизнеса обратить внимание, – например, лучше продумать цикл продаж и стратегию расширения бизнеса».
Одежные технологии
Инновации в одежных сетях в первую очередь связаны с мультимедийными технологиями и оптимизацией логистики, уточняет Бурмистров. Мобильные приложения для продавцов пока не распространены, замечает он.
Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужны венчурные деньги, сильная команда и реальный клиент, готовый внедрить приложение, объясняет Коцур. У нее была команда, готовая подключиться, когда будут деньги, но с клиентами не складывалось. Многие ритейлеры заинтересовались приложением, но готовы были внедрить его только после того, как другая компания опробует его. Американские инвесторы не хотели вкладываться в бизнес в России, говорит Коцур.
Осенью 2014 г. американский венчурный инвестор согласился вложить в проект $250 000 с условием, что Коцур найдет соинвестора. Друг познакомил ее с бизнес-ангелом Алексеем Менном, которому Mercaux показалась перспективной. Американец инвестировать в приложение передумал, а Менн вложил в проект в общей сложности $300 000. «Это были инвестиции в Олю, – она понимает розницу, у нее за плечами физтех и Гарвард, она готова бороться», – объясняет Менн. Сейчас удачное время для таких проектов – большие ритейлеры с оборотом в $4 млрд готовы садиться за стол переговоров со стартапами, поэтому все хотят развивать цифровые технологии, замечает Менн. По его словам, технологию можно продавать и за границей, а ему такие проекты интересны.
За три года проект сумел привлечь венчурные инвестиции на $1,4 млн от двух фондов и Менна.
Техника – молодежи
В начале 2015 г. Коцур открыла офис в Москве и наняла двух разработчиков из Yandex, которые потом стали штатными сотрудниками компании (сейчас в штате 14 человек). До середины 2015 г. Коцур фактически работала без зарплаты, рассказывает она. Тогда у компании появился первый клиент (на его руководство Коцур вышла через знакомую) – сеть магазинов Kira Plastinina, с которой Mercaux провела пилотный проект по внедрению приложения в 10 магазинах сети. Заказчик был доволен, но вскоре менеджмент сети сменился, а новый решил Mercaux не использовать. Но с результатами пилотного проекта Коцур пошла в другие сети. Со многими ритейлерами она знакомилась на профильных конференциях, так произошло, например, с компанией Benetton. С руководством Incity Коцур познакомили инвесторы. А с международной сетью Kiko Milano, торгующей косметикой, подружиться оказалось еще проще – туда перешел работать бывший гендиректор Kira Plastinina. В российском подразделении Benetton приложение Mercaux используют с апреля этого года в трех магазинах в Москве и в пяти в регионах, рассказывает гендиректор Benetton в России Руслан Малич. В сети молодые продавцы (средний возраст – 20–25 лет) и пользоваться приложением им интересно, уверяет он. Приложение, по словам Малича, упрощает работу с ассортиментом, а в магазинах Benetton около 6000 моделей. Продавцы сами могут придумывать комплекты одежды («луки»), которые потом будут использовать другие магазины для рекомендаций покупателям, и это дополнительная мотивация для персонала изучать ассортимент, замечает Малич. Он надеется, что инновация приведет к росту конвертации посещений в покупки и увеличению кросс-продаж, но не берется пока оценить экономический эффект.
Свободные руки
В 2015–2016 гг. продажи у многих ритейлеров начали снижаться и доля расходов на персонал в структуре выручки увеличилась, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. И самые продвинутые ритейлеры заинтересовались инновациями для повышения эффективности продаж: мобильными приложениями, онлайн-обучением, говорит аналитик. Однако большинство сетей сейчас заняты совсем другим: закрывают убыточные магазины, развивают мультиканальные продажи, снижают издержки, у них не доходят руки до повышения эффективности персонала, убежден Бурмистров.
Одежные сети в России консервативны, их продавцы обычно выступают против любых нововведений и внедрение приложений, таких как Mercaux, обязательно вызовет сопротивление персонала, считает Дмитрий Неткач, управляющий партнер компании Watcom Shop Mechanics. Сами менеджеры зачастую против. «Не очень верю, что такое решение помогло бы нам лучше продавать», – считает Эдуард Остроброд, вице-президент компании Sela. Продавец должен знать ассортимент наизусть, для этого предусмотрены стажировка и испытательный срок, уточняет он. У Sela примерно 1000 моделей одежды и запомнить их – задача не такая сложная, считает ее вице-президент. Руки у продавца должны быть свободны. Неправильно, если он будет стоять перед покупателем, уткнувшись в планшет, убежден Остроброд. Кроме того, предложение комплектов одежды может раздражать покупателя: стиль у каждого свой и не всегда один «лук» подходит разным людям, добавляет он.
«Будь у нас коллекция побольше, я бы такое приложение купила», – замечает совладелица DD-Shop Ольга Промптова. Для ее компании оно не актуально: ассортимент небольшой, много постоянных клиентов. Но если у вас много артикулов, приложение поможет общаться с покупателем, как в бутике, чего в магазинах масс-маркета не найдешь, говорит Промптова.
Коцур сейчас планирует развиваться в Европе, раз у российских ритейлеров другие приоритеты. До сих пор Коцур сама искала потенциальных клиентов, а недавно наняла нескольких британских консультантов, специализирующихся на рознице, для поиска заказчиков. К концу года Mercaux планирует подписать около 10 контрактов с европейскими ритейлерами, говорит Коцур.