На самогонных аппаратах можно неплохо заработать

Как инженер-технолог и экономист из Кирова выпускают самогонные аппараты
Владимиру Соколову (слева на фото) и Сергею Сандалову постоянно приходится придумывать что-то новое – конкуренция на рынке растет
Владимиру Соколову (слева на фото) и Сергею Сандалову постоянно приходится придумывать что-то новое – конкуренция на рынке растет / Личный архив

Пиломатериалы – вот с чего начался самогонный бизнес 28-летнего инженера-технолога Сергея Сандалова и 35-летнего экономиста Владимира Соколова. У Соколова была лесопилка – Сандалов написал для него базу данных пиломатериалов. Дело было в 2013 г., вспоминает Сандалов, они заговорили об интернет-торговле, Соколов пожаловался, что его знакомый искал самогонный аппарат и набрел в интернете на несколько сайтов с ржавыми баками. Родилась идея – сделать интернет-магазин самогонных аппаратов, а доставлять их по почте, наложенным платежом. Соколов воодушевился и продал лесопилку: даже в лучшие времена она приносила 700 000 руб. в месяц.

Нашли производителя – Челябинский завод бытовых товаров (ЧЗБТ), оптом аппараты стоили 2800 руб. за штуку, партнеры купили сразу 50, укомплектовали их дополнительно термометрами, шлангами и крышками – на кухне у Сандалова, упаковали и распродали за две недели по 5900 руб.

Сандалов с нуля осваивал электронную коммерцию, подбирал текст для контекстной рекламы. Кнопки «купить» на сайте не было, только номер телефона. Сейчас у Сандалова и Соколова – группа компаний «Русская дымка» с выручкой в 200 млн руб. в 2017 г.

Самогонное море

Гендиректор ЧЗБТ Александр Машковский вспоминает, что после введения продовольственного эмбарго спрос на бытовые аппараты для производства алкоголя взлетел. Сейчас в России, по оценкам «Русской дымки», ежегодно продается по 100 000 аппаратов.

Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз говорит, что в 2017 г. в России было предположительно сварено 300–350 млн л самогона, а на руках у населения находится 1,5 млн самогонных аппаратов. Гнать самогон российские законы разрешают, но не на продажу.

Простая конструкция

«Это только кажется, что аппарат – это кастрюля и змеевик: для выпуска самогонного аппарата нужно 100 операций, точная сварка, лазерная резка», – рассказывает Сандалов.

Через месяц продаж партнеры поняли, что нужно улучшить аппарат ЧЗБТ: сделать широкую горловину вместо узкой и разборный сухопарник. ЧЗБТ конструкцию менять отказался – при партии меньше 1000 штук это нерентабельно, объясняет Машковский.

Соколову посоветовали обратиться на кировский завод «Молочные машины Русских», который выпускал бидоны, сыроварни, резервуары. «Они собрали инженеров, но им было смешно. А когда мы стали заказывать по 1000 штук в месяц, отношение сменилось на уважительное», – вспоминает Соколов. Сотрудничество с заводом продолжалось около года, но он, как и ЧЗБТ, отказался делать перегонный куб с широкой горловиной. В начале 2015 г. предприниматели нашли следующего подрядчика – Вятскую металлургическую компанию. Аппараты новой конструкции стоили оптом 4500 руб. за штуку, в розницу – 11 000 руб.

Весной 2015 г. придумали бренд – «Русская дымка». Решили продавать не только самогонные аппараты, но и бочонки и коптильни для горячего копчения, потом добавились автоклавы для тушенки.

Наняли двух работников на склад, маркетолога, программиста и дизайнера, трех менеджеров, принимавших заявки, закупщика. К концу 2015 г. средний чек вырос с 7000 до 10 000 руб. На рекламу уходило уже по 1,2 млн руб. в месяц.

Клепаем сами

В начале 2016 г. по запросу «самогонные аппараты» в интернете мы насчитали 200 конкурентов, вспоминает Сандалов, а еще в 2016 г. в 1,5–2 раза взлетели цены на нержавеющую сталь – и завод поднял цены на аппараты. Соколов и Сандалов решили создать производство. На цех площадью 200 кв. м потратили 2,5–3 млн руб.

Соколов и Сандалов привлекли в дело своих поставщиков – Андрея Зырянова и Дмитрия Лобова. «У них был опыт, они знали, где купить железо, где можно его разрезать, какие нужны станки, у них был штат слесарей, у нас – деньги и помещение», – объясняет Соколов. На станки ушло около 1 млн руб. Осенью 2016 г. «Русская дымка» запустила производство аппаратов под названием Wein. «Себестоимость снизилась на 20%, мы получили преимущество перед 90% конкурентов, смогли больше тратить на рекламу», – объясняет Сандалов. В 2016 г. выручка составила около 80 млн руб., прибыль – около 7 млн руб., продавали по 2000 аппаратов в месяц. Доля дополнительных товаров (дрожжей, щепы, углей, ароматических добавок) составляла уже около 10%.

В 2017 г. «Русская дымка» решила открывать офлайновые магазины по франшизе – так и быстрее, и дешевле. Первым франчайзи стал Виталий Ишматов из Кирова, региональный менеджер компании «Смарт» (семечки «Белочка», «Джинн»). В середине февраля он открыл точку площадью 15 кв. м в торговом центре «Форум», вложив 600 000 руб. в оборудование, товар и аренду. Выручка его магазина составляет 400 000 руб. в месяц. Клиенты – рыбаки, охотники, ценители натуральных продуктов, говорит Ишматов. С тех пор Ишматов открыл еще два магазина в Кирове и рассчитывает открыть еще четыре.

В том же 2017 году «Русская дымка» создала оптовый отдел для поставок другим интернет-магазинам и магазинам типа «рыболов-спортсмен», нашла 200 оптовых клиентов.

Киностудия

Весной 2017 г. «Русская дымка» решила сделать свой YouTube-канал. Сейчас у него 5000 подписчиков. «Приготовление браги – очень творческое занятие. Я пробовал делать кальвадос в 2016 г., когда был безумный урожай яблок. Самая дорогая идея – самогон из меда, на 1 л нужен 1 кг меда. Летом делали бурбон, в планах ролики о роме», – рассказывает ведущий канала Владислав Кислицын.

Кислицын работал на оборонном заводе, летом 2016 г. купил самогонный аппарат Wein. «Начал гнать – получилось. Отправил бутылку своей кедровой настойки ребятам из «Русской дымки», они предложили снять ролик, как я пользуюсь аппаратом у себя на кухне», – вспоминает он. Кислицын уволился с оборонного завода и устроился в «Русскую дымку».

Планы у Сандалова и Соколова наполеоновские: в 2018 г. открыть 50 франшизных магазинов, нарастить производство с 5000 до 12 000 изделий в месяц, а совокупную выручку – до 1 млрд руб. Дробиз предполагает, что рынок самогона за 2–3 года может вырасти до 600 млн л, тогда в России потребуется еще не менее 1,5 млн аппаратов.