Как три предпринимателя из Петербурга начали варить крафтовое пиво

Компания AFBrew не имеет собственной пивоварни, но это не мешает ей продавать свой продукт по всей стране
Артем Кольчуков, Дмитрий Булдаков и Никита Филиппов проработали в пивоваренной отрасли  долгие годы
Артем Кольчуков, Дмитрий Булдаков и Никита Филиппов проработали в пивоваренной отрасли долгие годы / Е. Егоров / Ведомости

Первый раз петербуржцы Никита Филиппов, Дмитрий Булдаков и Артем Кольчуков сварили собственное пиво летом 2012 г. На тот момент Филиппов работал руководителем экскурсионно-выставочной группы компании «Балтика», Булдаков был менеджером того же отдела. Они часто ездили в командировки и заметили, что за границей очень популярно крафтовое пиво – напиток, сваренный в небольших объемах по нетрадиционным авторским рецептам. В России такого не было. Друзьям понравилась модель бизнеса шотландской пивоварни Brewdog, и они решили сделать нечто похожее. В апреле 2012 г. они написали бизнес-план и основали пивоварню AntiFactory Brew (AFBrew). На первую варку они потратили 100 000 руб. собственных денег. За три года Филиппову, Булдакову и Кольчукову удалось выйти на ежемесячную выручку в 4,5–6 млн руб. В месяц компания варит около 20 000 л пива. На заработанные средства AFBrew открыла два собственных бара.

Создатели AFBrew попали в тренд роста популярности крафтового пива в России, говорят эксперты рынка. Пиво AFBrew, несмотря на его дороговизну (1 л стоит 500 руб. в розницу), по словам Филиппова, сегодня продается в барах, ресторанах, пивных магазинах столиц и городов-миллионников. Дело в том, что рынок массового пива стагнирует, спрос на него с начала года сократился на 9%, а сегмент российского крафтового пива растет, говорит Виктор Дробиз, директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). Производители крафтового пива работают в очень узком сегменте – на него приходится не более 1% рынка. Спрос на авторское пиво растет, говорит Дробиз, поскольку потребитель устал от крупных федеральных брендов и хочет пробовать новое. Первые игроки начали появляться на рынке два-три года назад, а сейчас здесь подвизаются 10–15 более или менее известных игроков. По словам Дениса Сальникова, владельца тульской крафтовой пивоварни Saldens Brewery, авторское пиво по своим рецептам варят пивные фанаты (например, Сальников три года варил пиво дома, прежде чем основать пивоварню) или выходцы из пивоваренной отрасли, знакомые с производственными тонкостями и возможными каналами сбыта.

Пиво из манго

Предприниматели вряд ли смогли бы выстроить бизнес и получить качественный продукт, если бы не имели опыта работы в пивоваренной отрасли. Они контролируют все процессы, начиная от закупки сырья и заканчивая розливом по бутылкам. Филиппову и Булдакову, как они сами признаются, повезло встретить опытного пивовара-технолога Кольчукова, который стал их соучредителем. «Без технолога в нашем деле не продвинуться», – комментирует Сальников. Ведь самое важное в авторском пивоварении – рецепты. «Главный принцип крафтового производства – постоянно придумывать новые вкусы», – рассказывает Филиппов. Предприниматели черпают вдохновение в иностранных блогах или экспериментируют сами. Например, в октябре 2012 г. они сварили 1000 л тыквенного пива из 120 кг сладкой голландской тыквы сорта «Феритейл» и смеси специй. Оно разошлось за считанные дни, и теперь предприниматели варят его каждую осень партиями по 4000 л.

А в этом году предприниматели экспериментируют с пивом со вкусом манго и темным элем с мексиканским копченым перцем «Чипотле». Сейчас половина всего пива AFBrew – это постоянные сорта Ingria Pale Ale, Hoppy Surf, Black Magic. Остальное – экспериментальные новинки. «AFBrew – первооткрыватели крафта в России, у них разные сорта, они у истоков движения», – комментирует Сальников.

Малых больше

Объем продаж пива в России в 2014 г. составил 8 млрд л. Доля малых предприятий на рынке достигает 74%, и этот показатель увеличился в 4 раза за семь лет, по данным агентства ЦИФРРА.

AFBrew никогда не имела собственного производства. Организовать небольшую пивоварню стоит 7–20 млн руб., прикидывает Сальников. Но такого стартового капитала у AFBrew не было, и предприниматели стали размещать заказы на варку в сторонних пивоварнях. Однако здесь поначалу возникли проблемы. Филиппов вспоминает, как в июне 2012 г. предприниматели обзвонили шесть производств, пытаясь разместить первый заказ на 500 л индийского светлого эля Ingria по классическому рецепту. Они объясняли, что привезут сырье и сварят пиво сами. Но в большинстве пивоварен производство не позволяло варить пиво в небольших объемах. Только ресторан-пивоварня Puberty согласился выполнить заказ (там, кстати, предприниматели и познакомились с технологом Кольчуковым). За три года предприниматели нашли еще трех партнеров: три пивных ресторана и одну полноценную пивоварню, которая разливает 60% продукции AFBrew. Но у предпринимателей высокие требования к качеству производственных процессов: оборудование должно быть современным иностранным. Кольчуков, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, лично проверяет оборудование, систему водоочистки, проверяет мощность насосов и фильтров. На маломощном оборудовании не сварить крепкое пиво, говорит Филиппов. Кроме того, производственные помещения должны быть чистыми.

Полезли в бутылку

В первые полгода предприниматели искали каналы сбыта через соцсети и ходили по барам и ресторанам. Филиппов вспоминает, как они обивали пороги петербургских баров, проводили бесплатные дегустации на вечеринках у друзей. В конце концов несколько баров согласились продавать пиво, первым был петербургский I believe. Петербуржцы выпили 500 л «Ингрии» за месяц, никто не ожидал такого спроса.

Сейчас пиво AFBrew продается в 100 барах и магазинах. Основные партнеры – Craft Republic, «Все твои друзья», «Фаренгейт», Breaking Bad, Alyaska, «Голодранец», «Эль и стаут», cеть «Пивотека 465» и др.

Крупным каналом продаж для AFBrew также являются специализированные пивные магазины. По словам Филиппова, магазины выходили на AFBrew сами. А сегодня на магазины приходится 30% продаж. Круг потребителей и дистрибуторов крафтового пива продолжает расширяться, рассказывает Евгений Федотов, основатель магазина «Главпивмаг», специализирующегося исключительно на крафтовом пиве: «Два года назад было всего три крафтовых бара, а теперь их 30». В частности, выручка «Главпивмага», говорит Федотов, с сентября 2014 г. выросла на 50%. Федотов продает крафтовое отечественное пиво от Saldens, «Бакунин Brewery», Knigthberg, Jaws и др.

С самого начала Филиппов с партнерами решили продавать пиво не только в розлив, но и в стеклянных бутылках, как это делают американские крафтовые пивоварни. По словам Филиппова, более 60% покупателей AFBrew предпочитают напиток именно в стеклянных бутылках. Однако приобрести тару из стекла оказалось гораздо труднее, нежели хмель или солод. Заводы предлагали купить партию от 200 000 шт. по цене 5–6 руб. за бутылку, а для AFBrew это было дорого. Только стекольный завод в Вологодской области пошел на уступки и согласился поставить 2200 бутылок.

Надо иметь свое

Основатели AFBrew всегда мечтали о том, чтобы все сорта их пива (а их всего 10) продавались в одном месте. «Каким бы лояльным ни был бар, больше нескольких сортов одного производителя он не выставит», – сетует Филиппов. И в начале 2015 г. они открыли свой первый бар Redrum, а месяц назад – пиццерию Camorra. На оба заведения предприниматели потратили 5 млн руб., причем четверть суммы инвестировал еще один друг – юрист Константин Лялин. Теперь от продаж пива в своих заведениях AFBrew получает 10% выручки.

Филиппов надеется, что через год AFBrew станет варить уже вдвое больше пива, чем сейчас, – по 40 000 л в месяц. Но, по его словам, даже такое количество пива не насытит спрос. В партнерах по производству нет недостатка. Для производителей пива сейчас настали не самые лучшие времена, говорит Филиппов, часть производств пустует и представители заводов сами выходят на AFBrew c предложениями о сотрудничестве.

«Нам постоянно пишут из регионов, у нас в почте 800 неотвеченных запросов», – рассказывает он.

В ближайшее время предприниматели планируют организовать собственное производство. По оценке Филиппова, на это понадобится 0,5 млн евро. AFBrew не спешит привлекать частных инвесторов. «Наш инвестор не должен принимать участие в делах, мы ведь все делаем сами, а ему готовы обеспечить доходность», – поясняет Филиппов. Правда, помешать планам AFBrew может введение системы ЕГАИС с 1 января 2016 г. на пивоваренных предприятиях, а также изменения в законах, которые ужесточают требования к складам, где хранится пиво, полагает представитель «Балтики» Алексей Кедрин. «Маленьким компаниям будет сложно оставаться в правовом поле», – считает он. Но Филиппов говорит, что новые требования ударят не столько по бизнесу, сколько по потребителю – просто цена на пиво вырастет. Но она у крафтового пива и так не низкая.