Насколько этичны и чем проигрывают групповые собеседования онлайн
В стрессовой ситуации человек может замкнуться и не проявить свои профессиональные навыкиОнлайн-собеседования позволяют работодателю сокращать время на процесс отбора и удобны при рассмотрении кандидатов за пределами Москвы. Некоторые компании экономят время и ресурсы за счет организации групповых собеседований по зуму. Но не все соискатели готовы бороться за должность в режиме онлайн-конкуренции — в таком случае работодатель рискует потерять профессионалов.
Формат проведения групповых собеседований существовал в Москве и раньше в ряде вакансий. Так могли набирать менеджеров по продажам, риелторов или страховых агентов, приглашая кандидатов собраться вместе и побороться за должность. Сегодня собеседования в зуме проводятся в случае, когда есть четкие параметры, которые интервьюер может оценить по видеосвязи. Например, харизма, умение расположить к себе собеседника в короткий промежуток времени, четкая дикция. Чаще такой метод используют при поиске специалистов, чья работа тесно связана с коммуникацией — от сотрудников колл-центров до руководителей отдела продаж.
Хорошо, если человек заранее предупрежден о формате собеседования и может подготовиться – определить свои сильные стороны, которые дадут ему чувство уверенности и преимущество перед другими конкурентами. Но бывают ситуации, когда работодатель не информирует о том, что интервью будет групповым. Тогда, включив камеру и увидев других кандидатов, человек оказывается в ситуации стресса и вынужденного сравнения.
Онлайн-конкуренция
Особенности групповой формы общения в зуме предполагают четкую иерархическую структуру, где интервьюер является лидером группы, обладает непререкаемым авторитетом и наделен властью выбора. С точки зрения социальной психологии, в такой ситуации кандидаты на вакансию воспринимают друг друга как конкурентов, которых временно объединили. Поэтому в процессе интервью происходит обезличивание — людям важнее побороться за цель, чем интересоваться другими кандидатами.
Соискателю приходится презентовать себя перед множеством незнакомых людей, доказывать, почему он лучше, и конкурировать в режиме онлайн. На самопрезентацию в среднем дается 1-3 мин. Кандидаты с низкой самооценкой и зависимые от мнения других людей будут чувствовать себя психологически уязвимыми и уходить в защитные реакции. Ситуация нахождения среди незнакомых требует ориентира и выстраивания безопасности – на собеседовании на это времени нет. Одни в стрессовой ситуации не могут сказать ни слова, другие просто отключают камеру или уходят из эфира.
Градус напряжения повышают вопросы личного характера от интервьюера: когда нужно рассказать о семейном положении, ограничениях по здоровью или озвучить перед всеми желаемый уровень зарплаты. Большинству людей сложно сказать «стоп» или «нет» даже в личном общении. В режиме онлайн границы обозначить еще труднее — из возможностей коммуникации остается только речь и лицо в окошке зума.
Такая ситуация может вызвать не только дискомфорт для кандидата, но и изменить его отношение к компании. Человек начинает задумываться об этичности поведения работодателя, его уровень доверия и лояльности к фирме снижается. Здесь важно вежливо обозначить границы и предложить обсудить некоторые вопросы лично, если в этом есть обоюдный интерес. Не стоит забывать, что на собеседовании идет презентация двух сторон: как потенциального сотрудника, так и компании.
Групповые собеседования рассчитаны на отбор кандидатов по определенным личностным характеристикам, при этом эффективность сотрудника оценить довольно сложно. Если работодатель ищет руководителя, то групповое интервью по зуму может дать неверное представление о кандидате. Ситуативное лидерство, которое человек может проявить онлайн, не имеет ничего общего с постоянным лидерством в команде. Есть большой шанс, что, приступив к реальной работе, сотрудник будет вести себя более скованно, чем на собеседовании.
Если интервьюер не объяснил «правила игры», соискатели начнут выстраивать свою иерархию, бороться за внимание и «место под солнцем». В агрессивной борьбе профессионалы могут проиграть менее компетентным кандидатам. Сохраняя вежливость и нежелание сражаться, они предпочтут показать свою компетентность и получить признание в другой компании. Для работодателя есть риск, что уверенные в своем профессионализме соискатели уйдут туда, где их ценят и не просят доказать личную эффективность в условиях жесткой конкуренции.
Как сориентироваться на групповом собеседовании
Если вы попали на групповое онлайн-собеседование, первая задача – сориентироваться, кто ведущий, и понять правила виртуальной встречи. Часто интервьюер является модератором, и тогда задача кандидата — сохранять включенность в разговор, быть готовым ответить на вопросы или высказать свою точку зрения, когда это будет уместным. В зум-формате восприятие часто искажается, люди смешиваются, их сложно отличить друг от друга. Кандидат должен действовать и вести себя так, чтобы его запомнили как профессионала в своей области.
Некоторые эксперты рекомендуют захватывать внимание и акцентировать его на себе, даже если человек слабо разбирается в теме. Но с точки зрения психологии так делать нежелательно. В этом случае человек нарушает иерархию, и работодатель видит, что кандидат не понимает правил деловых переговоров, не способен на подчинение и неуважительно относится к мнению других людей. Если речь идет не о роли экстравагантного ведущего мероприятий, а о серьезной должности в бизнесе, это может быть воспринято как слабый самоконтроль и вызвать проблемы при дальнейшем сотрудничестве.
Кандидату важно спокойно ждать вопроса от интервьюера, отвечать четко и по делу – именно так в компании смогут сложить о нем правильное впечатление. Необходимо держать фокус внимания на ведущем, даже когда он на вас не смотрит. Когда человек находится в группе конкурентов, у него может сложиться ощущение одиночества и покинутости, пока интервьюер общается с другими людьми, но это не так. Даже если кажется, что все внимание сейчас обращено на других, на вас все равно смотрят и делают выводы, поэтому необходимо внимательно слушать и улыбаться – это создаст доброжелательное впечатление.
Для соискателя в зум-формате все же есть свои плюсы. Групповое интервью является моделью работы компании в миниатюре, по которой можно оценить, как выстроены процессы в самой организации. Если групповое интервью имело четкие цели, структуру, предполагало уважительное отношение к соискателями, можно быть уверенным, что в компании так же хорошо выстроены и другие системы. Значит, работодателю можно доверять и соглашаться на предложенную вакансию в случае успешного прохождения интервью.