Новые бренды, прежний вкус: какие изменения ждут столичных кофеманов
Снижать качество напитков кофейни не планируютНа сегодняшний день 85% кофейной продукции, которую потребляют в России, перерабатывается на российских предприятиях. Страна не сильно зависит от импортных брендов, поэтому дефицита кофе не будет. Усложнить ситуацию может только решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), обнулившей ввозные пошлины на готовую продукцию, включая кофе и чай. Но российские производители надеются, что решение будет откорректировано и уже к концу мая ввозные пошлины на кофе и чай восстановятся.
Из иностранных может пострадать итальянский кофе. Например, производитель Lavazza уже сообщил об уходе с российского рынка, а Paulig в начале мая заявил о продаже своего подразделения в России. Само производство останется, и фабрика будет выпускать товар такого же уровня качества и упаковки, но уже под другим брендом. Хотя отдельные поставщики наверняка будут продолжать привозить раскрученные бренды из третьих стран и небольшой объем рынка у них в РФ сохранится.
Некоторые отечественные предприятия могут испытывать временные сложности с логистикой, но продолжат функционировать. С вероятностью 90% ситуация с брендами останется неизменной. Например, Nescafe, Jacobs, Jardin, «Черная карта», LEBO, «Московская кофейня на паях» останутся на прилавках, все эти бренды выпускаются в России.
Цены на кофе поднялись еще в прошлом году, когда в Бразилии, которая занимает 40% мирового рынка кофе, случилась сильная засуха, а затем пришли резкие заморозки. Стоимость зерна и логистики увеличилась, что спровоцировало отсроченный рост цен на кофе. С января по март 2022 г. цены в магазинах повысились в среднем на 15-20%. В ближайшее время на стоимость кофе будут влиять удорожание доставки из-за сложностей с традиционными маршрутами, колебание курса доллара и увеличение срока кредитных ресурсов для обжарщиков. При этом страны не отказываются поставлять кофе, а логистические вопросы скорее всего будут решены. Так что проблем с сырьем не будет, потому что Россия закупает его в основном в Бразилии и Вьетнаме, которые не объявляли санкции России.
Что изменится для москвичей
В текущей ситуации изменение цен на кофе будет зависеть от конкретных производителей. Те, у кого есть запасы сырья и кто не связан с поставками, могут позволить себе пока не повышать стоимость продукции. Другие не могут это сделать из-за изменения курса валют и простоев контейнеров в европейских портах. При этом финальную цену, которую покупатель видит на прилавке, назначает не производитель, а магазин. Поэтому в премиальных сегментах наценка может быть 100%, в экономе – 10%. И разброс цен будет колоссальный: если в экономсегменте банка растворимого кофе может стоить 200-250 руб., то в премиуме – более 500 руб.
Скорее всего, продукты в экономсегментах будут дорожать незначительно, а в премиальном сегменте и кофейнях, ориентированных на публику с высокими доходами, – более существенно. Производители и поставщики в магазинах и кофейнях компенсируют потери в экономсегменте через увеличение цен на премиальные продукты.
В кофейнях наценки также не имеют прямого отношения к стоимости кофе. Они могут исчисляться сотнями процентов, потому что клиент платит за сервис, аренду, зарплату бариста и т. д. В структуре напитка, если это, например, капучино, клиент в основном платит за молоко. Если кофейное зерно подорожает на 100% и экономическая ситуация в кофейне будет стабильной, заведение при желании может сохранить стоимость. Стоил эспрессо 100 руб., столько же и будет стоить.
По оценке ассоциации «Росчайкофе», падение общего рынка потребления по итогам 2022 г. может составить порядка 5-7%. Сейчас небольшое падение есть, но оно техническое и скорее всего восстановится. В локдаун ситуация была сложнее, тогда рынок в моменте упал на 30%, кофейни были закрыты, но потом все восстановилось, рынок вернулся к обычному объему потребления. То же самое, скорее всего, будет и в этой ситуации. Сегодня кофейни продолжают работать в обычном режиме, у большинства из них пока есть кофе и качество напитков они снижать не собираются. Для рядового москвича, посещающего эти заведения, в ближайшее время изменения не будут заметны. Кофе стал настолько популярным продуктом ежедневного спроса, что, несмотря на падение платежеспособности, горожане все равно будут продолжать его пить. Возможно, они сократят частоту потребления и количество чашек в день, но полностью от напитка не откажутся.
Уже полюбившийся москвичам формат «кофе с собой» будет еще активнее развиваться, так как это менее затратно, чем посещать кофейню. Люди будут продолжать покупать напитки, получать удовольствие, но реже заходить в заведения. В кофейнях усиление этого направления поможет поддержать объемы продаж – в отличие от магазинов, где пока не стоит ждать промоакций от производителей. Промо, вероятнее всего, начнутся тогда, когда предложение резко превысит спрос.
Важно отметить, что максимальное импортозамещение Россия сделала 10-15 лет назад, когда были введены нулевые ставки на ввоз кофейного сырья при сохранении ставок пошлин на ввоз готовой продукции. В 90-е гг. практически весь рынок кофе в РФ занимала импортная продукция. Здесь почти не было обжарщиков, заводов по производству растворимого кофе, продавали только готовые виды кофе, привезенного из разных стран. Сегодня практически весь кофе, который горожане видят в магазинах или пьют в заведениях, изготовлен и обжарен в России.