Читайте также
«Молодость – идеальное время, чтобы найти себя». Истории трех предпринимателей, открывших бизнес до 18 лет
5 новых подкастов про предпринимательство, путешествия и будущее
Как построить карьеру за границей: рассказывают бывшие москвичи

«Бросили в море без спасательного жилета»: истории сменивших профессию в пандемию

Трое горожан, сменивших сферу деятельности в разгар эпидемии, рассказали о своем решении
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В первую волну пандемии оставшиеся без работы искали новое место в среднем в течение шести месяцев. Трое горожан, кардинально сменивших профессию в период пандемии, рассказали о своем решении, рисках и сложностях, с которыми пришлось столкнуться.

Из собственного бизнеса – в управляющие магазином

Илья Русаков, 32 года

Личный архив
Личный архив

За год до начала пандемии, в феврале 2019 г., мы с женой купили на севере Москвы работающую столовую. К середине декабря открыли кофейню в Савеловском районе. Строили большие планы и только вышли в ноль по кофейне, как вдруг – пандемия в марте. И кофейню, и столовую пришлось временно закрыть. Еще какое-то время мы барахтались. Главное было выплатить зарплату персоналу: я постарался найти средства и закрыть этот вопрос.

С приходом пандемии детей я отправил к родителям на юг. Весь апрель мы просидели, а в мае начали смотреть, что можно придумать. Летом 2020 г. пробовали два раза открыться, но посетителей не было, выручки тоже. Я уже не выпускал персонал, сам выходил на кухню, сам готовил, вставал к прилавку, обслуживал тех, кто приходил, и после обеда закрывался. В итоге столовую пришлось продать. Кофейня продержалась до сентября 2020 г., и ее тоже продали.

Осенью 2020 г. началась новая волна пандемии. У меня семья, дети, поэтому решил, что будет правильнее переждать этот период на работе с постоянным окладом. Старался найти что-то в смежной сфере, но был ограничен по времени и финансовая подушка давно была съедена. На тот момент мы с женой ждали третьего ребенка. Я был готов хвататься за что угодно. В начале декабря устроился менеджером в продуктовый магазин с зоной кофейни. За восемь месяцев вырос до управляющего магазином.

Везде есть свои плюсы и минусы. Когда свой бизнес был, я не успел его развить, чтобы получать большие дивиденды. Плюс все эти риски и проблемы с арендодателем, с которым нужно договариваться. Поставщики, зарплаты, аренда, проверяющие органы – куча всего, что бьет по мозгам и нервам, – и это не такие большие деньги.

Сейчас наемная работа, где главное – выполнять свои обязанности и чтобы работодатель деньги вовремя выплатил, остальное – не твоя забота. Конечно, в роли управляющего несешь определенную ответственность, но глобально ты бизнес-риски на себя не берешь. В этом плане все проще.

С другой стороны, понимаю, что вышел на определенный уровень зарплаты и вряд ли в ближайшее время смогу ее увеличить. А если у тебя свой бизнес, ты не ограничен в зарплате. Расширишься, откроешь новые точки – будешь зарабатывать больше.

Переход на новую работу можно сравнить с ситуацией, будто тебя бросили с лодки в море без спасательного жилета. Ты не умел плавать, но научился. Но все-таки лучше учиться плавать в бассейне под присмотром тренера, чем бултыхаться в бурных водах во время шторма.

Из контент-менеджера – в аналитики

Ольга Амелина, 34 года

Личный архив
Личный архив

По образованию я лингвист, преподаватель английского языка. До пандемии 10 лет проработала в туризме, в отделе маркетинга – создавала контент на сайте туроператора. Затем некоторое время работала в IT-компании, которая занимается разработками в области туризма. Отвечала за базы, добавляла в них различные отели, туры, описания объектов. Потом ушла в декретный отпуск. Во время пандемии я еще не работала, но понимала, что в сентябре 2020 г. наш ребенок пойдет в сад, и стала думать о том, что делать дальше. Решила попробовать что-то новое. На сайте по поиску работы прошла тест, который показал, что у меня есть аналитические способности. Взаимодействовать с отделом IT и разработкой мне тоже всегда было интересно, да и в математике уверенно чувствую себя еще со школы.

Кроме того, мне хотелось нагрузить свои мозги – два года в отпуске по уходу за ребенком понижают когнитивные способности. В итоге решила переучиться на аналитика на образовательной платформе «Нетология». Прошла курс статистики и поняла, что вполне смогу справиться с этой профессией.

В декабре 2020 г., еще в процессе обучения, стала искать работу. Сначала взяла небольшую подработку, связанную с аналитикой, а в марте устроилась на постоянной основе к крупному застройщику. Вопросов от работодателя, почему я меняю сферу деятельности, не было. Видимо, у многих сейчас происходит переосмысление.

Самым сложным первое время была коммуникация по работе. Здесь и декрет сыграл свою роль, и пандемия, когда мы сидели в четырех стенах. После постоянного общения с ребенком, другими мамами и домочадцами нужно было перестроиться на корпоративный лад. При этом с новыми задачами на работе больших проблем не возникло.

На работе сейчас планируется обучение по базам данных и визуализации – я жду, мне интересно. Хочется применить на практике знания, полученные во время обучения. Когда я работала в туризме, не думала о том, кем буду спустя время. Сейчас думаю, как совершенствоваться и улучшать свои навыки. Когда туристический рынок полностью восстановится, обратно уже не вернусь. Если только в качестве аналитика.

Из юрисконсульта – в редакторы лэндингов

Борис Агейчев, 32 года

Личный архив
Личный архив

Когда началась пандемия, я работал контрактным управляющим, занимался закупками для администрации одного из российских городов. В круг моих обязанностей входило составление закупочной документации, подготовка договоров и размещение этой документации на электронных торговых площадках. У меня высшее юридическое образование, и до этого я несколько лет работал в смежной профессии – юрисконсультом.

О смене деятельности начал задумываться в феврале 2020 г., когда пандемия захватила еще только Китай. В это время мы с супругой были в отпуске во Вьетнаме: из зимы в -30 градусов прилетели в +30 и поняли, что хотелось бы жить в теплом климате. Но нас останавливала привязка к своей работе.

В марте 2020-го я уже всерьез задумался, какую удаленную профессию выбрать. Мне всегда казалось, что у меня хорошо получается писать. Лет 10 назад я вел свой ЖЖ (блог-платформа «Живой журнал», популярная в нулевых. – «Ведомости. Город»), потом писал в Twitter, но никогда не пробовал писать статьи или даже студенческие колонки. Когда выбирал курс «Копирайтер и коммерческий редактор» в онлайн-школе, в принципе не понимал, что собой представляет копирайтинг и что такое редактура. Меня привлекло желание писать. Кроме того, почитал описание профессии, увидел, что там возможен карьерный рост, и решил попробовать.

Удаленка в период пандемии ускорила принятие решения о смене работы. Дистанционно мы работали недолго, но за это время я успел понять, как здорово трудиться из дома. Больше успеваешь и по работе, и по своим делам. Высыпаешься, здоров, бодр, весел и более продуктивен.

В ноябре прошлого года устроился в российскую IT-компанию, которая разрабатывает ПО для онлайн-коммуникаций. Начал писать тексты для презентаций и лэндингов, вскоре из копирайтера дорос до редактора. В феврале переехал с семьей в Турцию, откуда теперь удаленно работаю на Россию как самозанятый.

Я понял: то, чем я занимался раньше, мне не очень нравилось, хотя у меня это и получалось. Сейчас испытываю удовольствие от работы. Если бы не пандемия, возможно, переход на новую работу не случился бы. Или бы он произошел, но с текущей работы на какую-то подобную, такую же офисную и, скорее всего, в госсекторе. 

В новой сфере деятельности у меня все получается и достаточно быстро растет доход. Изначально он был незначительно ниже, чем на предыдущей работе, но за год увеличился в 1,5 раза. Я осваиваю смежные компетенции: могу не только написать текст, но и отредактировать, сверстать, постепенно обучаюсь дизайну и становлюсь человеком, который в целом отвечает за контент. В будущем планирую продолжить работать в этой области.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%