Как технологии меняют киноиндустрию
Кино обязано удивлять зрителя, в том числе и техническими приемамиКинематограф – один из самых передовых видов искусства. Сложно вспомнить технологию, которую не использовали бы в кино, – от 3D-печати сложного грима до голографических декораций. Технологичность в какой-то момент чуть не дошла до крайности, когда выяснилось, что абсолютно все, что видно в кадре, можно нарисовать с помощью компьютеров.
К счастью, программы пока не способны полностью обмануть зрителя: заснеженный лес или глубокий космос, созданные алгоритмами, уже не вызывают у нас подозрений, но, как только на экране появляется компьютерное человеческое лицо, зритель сразу же замечает подделку. Цифровая графика – первое, что приходит на ум в связи с киноиндустрией. Но есть и другие технологии, применение которых не так бросается в глаза.
Нейронные сети. Основное их применение в кино – замена фона, удаление лишних персонажей второго плана или добавление недостающих деталей. Мало кто знает, что искусственный интеллект сегодня используется и для написания сценариев. Еще в 2016 г. интернет-проект Ars Technica показал короткометражный фильм Sunspring, весь сюжет которого написал специально обученный бот по имени Бенджамин. Фильм рассказывает о недалеком будущем, а главную роль в нем сыграл канадский актер Томас Миддлдитч. Чтобы получить новый сценарий, в нейросеть загрузили сюжеты 200 научно-фантастических фильмов и алгоритм создал на их основе собственный – со всеми персонажами, диалогами и описаниями локаций. Авторы проекта пошли дальше, научили Бенджамина остальным кинопрофессиям, и два года спустя он самостоятельно не только «снял» экспериментальную короткометражку Zone Out, но и озвучил ее и даже написал к фильму музыку.
Киноиндустрия впитывает самые последние тренды. Сегодня в топе – видео для смартфонов, и его главная отличительная черта – вертикальная ориентация экрана. Продюсеры, желающие завоевать внимание миллениалов, выпускают сериалы именно в таком формате: картинка вытянута по вертикали, продолжительность серии – 3–5 минут, жанры – комедии, драмы, фильмы ужасов, словом все, что душе угодно. Даже Netflix теперь предлагает подписчикам видео в вертикальном формате.
Фильмы сегодня не только показывают, но и снимают с помощью смартфонов. Ведь их модели дают картинку высочайшего качества. И здесь тоже полный разгул жанров – от фантастики до документальных фильмов. Музыканты не отстают – видеоклипы на смартфоны снимают и малоизвестные группы, и такие звезды, как Lady Gaga.
Новые технологии намного удешевляют производство, именно поэтому их так любят в киноиндустрии. 30 лет назад, чтобы снять эффектный пролет над мегаполисом, нужно было задействовать вертолет со специальным крепежом для тяжелой камеры, двух пилотов, оператора-экстремала, оплатить полетное время, топливо и оформить кучу бумаг. Сегодня для этого используют коптер, который в тысячу раз дешевле, мобильнее и способен летать в тоннелях, под мостами и даже в канализации.
Чтобы показать на экране дракона или инопланетянина, раньше приходилось строить сложных кукол-аниматроников, сегодня используют компьютерные модели, повторяющие мимику живых актеров. Аниматроники никуда не делись, но теперь они стали во много раз сложнее, обзавелись сервоприводами, искусственными мышцами и полимерной кожей, неотличимой от настоящей. В какой-то момент выяснилось, что прорисовывать пейзажи на компьютере не очень удобно: режиссер и актеры плохо представляют себе, как будет выглядеть окружающее пространство после окончательного монтажа. Решение нашлось быстро: вокруг съемочной площадки выстраивают гигантские экраны, на которые проецируют горы, океан, джунгли и т. д. Готовый кадр получается сразу же и почти не нуждается в постобработке – так, например, был снят сериал «Мандалорец».
Кинематограф находился на острие технического прогресса с самого рождения, когда целлулоидная пленка и покадровая анимация были новыми изобретениями. Этот процесс продолжается до сих пор – кино обязано удивлять зрителя, в том числе и техническими приемами.