Как изменились читательские предпочтения
О сбывшихся и несбывшихся прогнозах развития книжного рынкаЛет 15 назад эксперты книжного рынка уверяли: бумажная книга неизбежно капитулирует перед наступлением электронной. Назывались даже точные если не даты, то обстоятельства: когда войдет во взрослую жизнь первое поколение детей, учившихся в школе без бумажных учебников. Суровая версия прогноза сулила бумажной книге полную погибель. Мягкая версия предрекала книге судьбу виниловых пластинок. В разные годы и десятилетия пророки вещали, что винил убьют аудиокассеты, CD, мини-СD, mp3, но старые добрые пластинки до сих пор живы.
Разного рода спикеры, и я в том числе, пророчили бумажным книгам подобную судьбу: в дороге и в командировке электронная книга, а дома или в долгом отпуске, конечно же, традиционная бумага. И вот сейчас, в 2021 г., можно констатировать: бумажная книга отказывается умирать. Да, количество бумажных книг заметно сократилось. По данным Книжной палаты, в 2012 г. бумажный тираж составлял 540 млн экз., в 2019 г. – 435 млн, в прошлом – всего 351 млн. Но бумажные книги по-прежнему читают, хотя первые «безбумажные» школьники уже успели выйти в большой мир.
Были и другие прогнозы. Например, регулярно появлялись гипотезы о скором рождении некоего нового мультимедийного жанра. Бум планшетов конца нулевых, начавшийся после презентации первого iPad, подогревал фантазию. Если есть устройство, с помощью которого можно и читать, и смотреть кино, и слушать музыку, и играть в игры, то почему бы не появиться новому жанру, который воспользуется всеми этими возможностями? Вот ты читаешь прозаический текст под соответствующий – установленный в книге – саундтрек, который удачно дополняет сюжет, по итогам главы смотришь тематический ролик или клип, а потом играешь в игру – и от того, как ты сыграешь, может зависеть развитие сюжета. Что-то подобное существует в сегменте детских книг, но прорывные взрослые проекты так и не появились.
Другой прогноз касался появления жанра, который можно условно назвать документальной повестью: небольшой нон-фикшн, меньше традиционной книги, но больше статьи. То есть написал журналист статью, но материала у него явно больше, чем для газетной или журнальной публикации, и он публикует ее в электронном виде. Дальше текст распространяется при помощи какого-то сервиса и читается на тех же айпадах. Этот прогноз тоже не сбылся, хотя относительно короткие тексты – чаще всего художественные, боевики, легкая эротика, романтическое фэнтези – действительно заполонили книжный рынок.
В то же время революцию самиздата большинство пророков не предсказывали, а она состоялась. За последние 10 лет появилось множество способов публиковать свои книги без помощи издательства: на разнообразных электронных сервисах селфпаблишинга, таких как «Литрес», «Ридеро», «Литнет», Author.Today, Storytel Hub. Можно даже самому выпустить обычную бумажную книгу, собрав деньги на издание на краудфандинговом сервисе вроде «Планеты» и отправив ее потом донаторам. И все это происходит без участия издательства и книжных магазинов. Впрочем, хоронить издательства все еще рано. В прошлом сентябре сервис электронных книг «Литрес» основал одноименное издательство, чтобы как раз печатать самых популярных авторов электронного самиздата. Потому что даже тем, кто смог без традиционных издательских механизмов достучаться до читателей и заработать приличные деньги, все равно приятно подержать в руках обычную бумажную книгу.
Никто не предсказал бум аудиокниг. В нулевые аудиокниги на кассете или на компакт-диске слушали лишь автомобилисты, родители маленьких детей и люди с плохим зрением. Кризис 2008 г. чуть не добил аудиоформат: он почти полностью ушел в интернет и стал пиратским.
Ситуация изменилась во второй половине 2010-х, когда появились подписные сервисы аудиокниг. Отрасль вышла из серой зоны. В 2021 г. любая книга, претендующая на мало-мальский успех, выходит сразу в трех форматах: бумажном, электронном и аудио. Современный читатель – это некто в наушниках, совершающий пробежку в московском парке, или пассажир с немного отсутствующим взглядом. В отличие от электронной книги аудиокнига не является прямым конкурентом бумажной: ее слушают тогда, когда не могут читать.
Вместе с аудиокнигой появились очередные мечтания о рождении новых жанров. Речь идет об аудиосериале. Художественный или документальный, он напоминает обычную аудиокнигу, но каждая серия представляет собой небольшое законченное произведение с завязкой, кульминацией и развязкой, а заодно клиффхэнгером – обрывом повествования на самом интересном месте. Аудиоформат дает читателю дополнительную информацию о героях – например, голос, которым персонаж говорит, может быть зловещим или героическим, и это станет или подсказкой, или ловушкой для читателя-слушателя. То же самое касается музыкального фона и спецэффектов. Сейчас аудиосериал выглядит неплохим кандидатом на новый литературный жанр.