Трудности перелета. Стюардессы рассказали о работе в пандемию
Бортпроводники – о ломках по полетам и «масочных войнах» с пассажирамиКоронавирус внес серьезные коррективы во все сферы жизни, путешествия не стали исключением: резко сократилось количество перелетов между странами и работы у персонала авиационной сферы тоже стало меньше. Кто-то сидел дома и просто ждал, кто-то пробовал себя в других профессиях и грезил о возвращении в небо. Бортпроводники рассказали «Городу» о сложностях работы в пандемию.
«Конфликты из-за масок почти на каждом рейсе»
Маргарита Еремина трудится стюардессой уже три года. До пандемии работа была более-менее спокойной, однако коронавирус все изменил: полеты стали реже и от плотного графика не осталось и следа. «Я уехала в родной Смоленск, рейсы были, но это было три-четыре раза в месяц. Налета нет и зарплаты тоже нет, ведь она зависит от налета. Ужасно скучала по работе», – рассказала она.
В тот момент, призналась Маргарита, очень хотелось все бросить и уволиться, как это сделали большинство ее коллег. Произошло выгорание, потому что приходилось постоянно сидеть дома и ждать. Пришлось подрабатывать. «Работала тайным покупателем, жить же на что-то нужно», – поделилась она.
Потом все постепенно начало возвращаться к более-менее привычному ритму: девушка активно летает и на внутренних, и на международных рейсах. Для последних сейчас важны не только хорошее знание английского языка, но и прививка.
Но даже всеобщая радость от возобновления авиасообщения омрачается ковидными ограничениями, например, пассажиры весь полет должны быть в масках. Это доставляет людям неудобство. По словам Маргариты, конфликты из-за масок случаются практически на каждом рейсе.
Кроме того, маски мешают использовать один из самых главных инструментов в работе стюардесс – улыбку, добавила Маргарита. «Она очень важна. Если в доковидное время все были радостные и мы улыбались пассажирам без масок, то сейчас все в масках и очень напряжены, нет того контакта», – сказала Маргарита.
Все это, конечно, вызывает жуткий стресс, добавила стюардесса. Справляться с ним помогает горячий душ сразу же после рейса – он приводит в чувства и бодрит. «Еще забыть обо всех недопониманиях на работе помогает вкусный ужин в компании любимого человека», – подытожила стюардесса.
«После того рейса еле добралась до дома»
Своего первого полета стюардесса Виктория Аристова ждала год. Обучение на бортпроводника у девушки закончилось в марте прошлого года, как раз тогда, когда на мир обрушилась пандемия.
«Нам сообщили о том, что сейчас нас трудоустраивать не будут. Никто не знал, когда в итоге появится работа», – объяснила девушка.
Тогда Виктория единственная из всей группы учеников решила не уезжать из Москвы и подождать решения вопроса. И начала искать другую временную работу. Трудилась продавцом-консультантом, потом администратором в капсульном отеле в «Шереметьево».
Искать выход из положения в сложной ситуации пришлось не одной Виктории. Она рассказала, что в тот же отель приходили на подработку другие бортпроводницы. «Еще рядом с отелем есть кофейня, там мальчик начинающий пилот подрабатывал. То есть все крутились, как могли», – сказала Виктория.
После долгого ожидания, в марте 2021 года, девушке пришло письмо от авиакомпании с приглашением на работу. Призналась, что желание бросить все, уехать и никогда не связывать свою жизнь с авиацией было. «Пока ты сидишь год, не зная, чего ждешь, потому что полеты зависят от многих факторов, начинаешь думать: может, это не твое, не надо тебе туда, займись чем-нибудь другим», – рассказала Виктория.
Долгожданный первый полет состоялся три месяца назад. Виктория летела в Казань, весь путь занимал примерно 1,5 часа, самолет был почти полным. За это время, по ее словам, тебе нужно обслужить пассажиров и еще параллельно понять, как устроен живой самолет, что где лежит.
«Но самое ужасное – я дико натерла себе ноги туфлями. Так сильно, что не могла даже стоять, а тебе нельзя подавать вида. Я стояла почти со слезами на глазах и с разбитыми в кровь ногами. Еще и маска, от которой тоже устаешь. После того рейса еле добралась до дома», – поделилась стюардесса.
Виктория говорит, что к конфликтным ситуациям из-за ковидных огранчений на борту готова, ведь 10 лет работала в сфере услуг.
«Люди не понимают: мы надеваем маски и перчатки уже при входе в аэропорт и не имеем права это все снимать вообще. То есть мы за два часа до полета находимся в масках и перчатках, в течение рейса – и просто молимся, чтобы поскорее это закончилось», – сказала она.
«Иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела»
В отличие от Виктории, которой пришлось ждать своего звездного часа год, Дарина начала работать стюардессой за неделю до начала пандемии и успела слетать в два безмасочных рейса.
«А дальше одни ограничения, два месяца сидела вообще без единого рейса. Было очень обидно. Когда в такие моменты видела самолеты, была дикая ломка, хотелось уже поскорее почувствовать себя настоящим бортпроводником», – сказала девушка.
Но за время пандемии ни разу не возникло желания сменить профессию, но подрабатывать, чтобы обеспечить себя, приходилось. По словам девушки, она пробовала себя в роли бариста, официантки и администратора салона красоты.
«Но сейчас уже все постепенно налаживается и я летаю одинаково часто и по России, и за границу», – добавила она.
Дарина жалуется, что столкнулась с аллергией из-за ношения масок и перчаток. «Со временем научилась, находясь в маске, показывать свое расположение к человеку, к слову, пассажиры чаще делают комплименты глазам. Несмотря на то что губ под маской не видно, я все равно их крашу – это придает уверенности в себе», – поделилась стюардесса.
Однако во время рейса девушка испытывает неловкость, потому что выступает в роли надзирателя. Персоналу грубят, хамят и очень часто пишут жалобы.
Помимо этого, частой причиной разногласий между бортпроводниками и пассажирами становится несоблюдение правил безопасности. Особенно, по словам Дарины, это касается маленьких детей, которых родители не хотят пристегивать при взлете и посадке, потому что те будут плакать.
Все это меркнет на фоне сильной усталости. «После рейса иногда даже не можешь вспомнить, откуда ты прилетела, а что на нем было – тем более», – добавила Дарина.
Но ни одну конфликтную ситуацию, по словам девушки, она не забрала с собой на землю: «Весь негатив оставляют на борту».