Праздник во дворе. Зачем девелоперы объединяют жителей новостроек
Культура добрососедства возрождается в МосквеПереезд в район новостроек – возможность найти новый круг общения с людьми, близкими по материальному достатку, интересам, увлечениям. Сегодня девелоперы все чаще организуют различные мероприятия для горожан, переселившихся в новые комплексы, чтобы те могли наладить контакт с соседями. Обитатели многоэтажек получают возможность познакомиться друг с другом, а застройщики, создавая атмосферу, привлекают новых покупателей.
Аниматоры от застройщика
Один из крупных фестивалей добрососедства под названием «Дом» прошел этим летом в Коммунарке и был приурочен к открытию в районе площади имени известной детской писательницы Туве Янссон. Мероприятие для жителей ЖК «Скандинавия» организовала группа компаний «А101».
«В течение четырех месяцев мы вместе с жителями готовились к событию: перечитывали сказки про Муми-троллей и писали свои, иллюстрировали, создавали мультфильмы, озвучивали их в студии звукозаписи, – рассказывает генеральный директор образовательного бюро «Лёрнити» ГК «А101» Елена Булин-Соколова. – В наших открытой столярной и швейной мастерских жители создавали декорации к фестивалю».
По оценке организаторов, мероприятие посетило порядка 10 000 человек. Собрались не только обитатели ЖК «Скандинавия», где проживает более 60 000 человек, но и соседи по Коммунарке (в целом в районе живет более 100 000 человек). На фестивале работали книжная ярмарка, семейные столярные и гончарные мастерские, проходили мастер-классы по ландшафтному и интерьерному дизайну, кулинарии и рукоделию. Праздник закончился вечерним чаепитием на площади: топили самовар на шишках, пели песни под гитару и вели задушевные разговоры. За прошедший год соседи ЖК «Скандинавия» уже трижды встречались на крупных мероприятиях, включая празднование Нового года и Масленицы.
В девелоперской группе «Самолет» в прошлом году запустили групповые игры – «Мафия», CashFlow, Genesis и др. Сразиться в интеллектуальной схватке еженедельно приходят соседи шести ЖК, включая «Пригород Лесное», «Люберцы» и «Остафьево». По словам руководителя направления устойчивого развития группы «Самолет» Киры Смирновой, встречи пользуются популярностью, для участия необходимо записываться заранее. Например, в «Пригороде Лесное» из 20 000–25 000 жителей ЖК поиграть приходит до 200 человек в месяц. В апреле этого года лучшие игроки всех шести комплексов смогли познакомиться и помериться силами на общем чемпионате по «Мафии».
Около 100 соседей ЖК «Люберцы» объединил спортивный фестиваль, прошедший на стадионе «Москвич». Более 1500 зрителей в рамках проекта «Выходи во двор» посетили матч, где звезды отечественного футбола, включая Дмитрия Аленичева, Андрея Тихонова и Егора Титова, встретились с командой местных жителей.
Еще одним культурным проектом, объединившим жителей ЖК «Люберцы» и квартала «Спутник», стали уличные спектакли, собравшие на двух показах более 500 зрителей. Проект «Театр на районе» группа «Самолет» создала совместно с «Театром Села».
Представители управляющей компании «ПИК-комфорт» в 2021 г. провели в своих ЖК более 100 добрососедских мероприятий по всей России, включая 94 субботника, 7 празднований Масленицы в разных локациях, Час Земли (2 локации), День защиты детей (3 локации), фестиваль «Пряности, радости, сладости» и др.
Помимо спортивных и игровых мероприятий москвичи позитивно воспринимают экологические инициативы, отмечает операционный директор УК «ПИК-комфорт» Илья Розанов.
Откуда опыт
Традиции добрососедства имеют глубокие корни в российском обществе, считает Розанов. «В советский период институт соседских отношений был сильно развит, но с начала 1990-х гг. общество пережило период глубокой разобщенности, потребовалось время на осмысление и выход на новый виток», – говорит эксперт.
В Москве первые встречи для жителей представители ЖК совместно с управляющими компаниями стали проводить в начале 2010-х. «Ощущение, что такая практика пришла с крупными проектами квартальных застроек», – отмечает представитель группы «Самолет». При точечной застройке у жителей есть доступ ко всем благам цивилизации, развлечениям, спортивным секциям и ресторанам. Переезжая в новый район недалеко от МКАД, люди чаще развивают локальные сообщества, считает эксперт.
По оценке риэлторов, тренд на добрососедские мероприятия зародился в Москве 3–5 лет назад. Сегодня на фоне большого спада продаж из-за экономической ситуации девелоперы готовы вкладывать средства, чтобы привлечь покупателей. Стоимость мероприятия может варьироваться. Например, разовое игровое событие обойдется в несколько десятков тысяч рублей. Если же речь идет об озеленении района с участием местных жителей, то девелопер тратит сотни тысяч на закупку посадочного материала.
«Тренд формирования комьюнити на этом рынке действительно есть», – уверяет совладелец девелоперских проектов Bayside Residence и Woodside Residence Аркадий Хохлов. Но несмотря на то, что девелоперы считают это важным, мало кто на уровне первых лиц управляющих компаний готов инвестировать свое время и средства в такие проекты на регулярной основе, отмечает Хохлов.
По мнению эксперта по недвижимости Германа Борисова, добрососедские мероприятия повышают продажи новостроек в среднем на 20% и полностью окупают затраты застройщиков. «Покупают не только недвижимость, но и «соседей». Если в ЖК благоприятная ситуация с управляющей компанией и дружественные отношения с соседями, при прочих равных покупатель выберет этот комплекс», – считает Борисов. По опыту риэлтора Олега Бендрикова, каждый пятый-шестой покупатель проявляет больший интерес к таким ЖК. «90% клиентов – семьи с детьми. Они интересуются, есть ли развлечения на территории ЖК, проводит ли застройщик мероприятия для жителей», – уверен Бендриков.
Когда человек понимает, что в районе есть не только жилье, но и социальная жизнь, он скорее посоветует этот район своим знакомым, считает эксперт группы «Самолет». Крупные дворовые фестивали – еще и косвенная реклама для потенциальных покупателей, считает Борисов. Когда местные жители делятся своими впечатлениями в соцсетях, ЖК становится более узнаваемым и подогревает интерес у будущих клиентов.
Найти единомышленников
Мероприятия для соседей решают сразу несколько задач, отмечает Смирнова из девелоперской группы «Самолет». Во-первых, формируют инфраструктуру для добрососедских отношений, дают возможность познакомиться в неформальной обстановке, завести друзей и даже найти пару. Во-вторых, люди получают возможность развлечься и позаниматься спортом в шаговой доступности от дома. «Мы реализуем принцип «таймбэк», т. е. возвращаем жителям время, которое они могут потратить на общение с близкими или на себя, а не на дорогу до спортивного зала или театра», – говорит Смирнова.
В последнее время жители чаще сами выступают инициаторами мероприятий. Определяют тему и формат праздника, активнее принимая участие в его организации. «Еще недавно незнакомые друг другу, люди начинают охотно общаться, дружат семьями, у них появляются общие интересы», – говорит Розанов.
Булин-Соколова из образовательного бюро «Лёрнити» ГК «А101» подтверждает тенденцию: многие события на прошедшем в Коммунарке летнем фестивале добрососедства организовывали сами жители. Под их патронатом прошли, например, забег по случаю открытия площади и выставка собак, чьи хозяева живут в этом районе.
Жителям мегаполисов обычно трудно наладить контакт с соседями, отмечает психолог, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Евгений Осин. «Добрососедские фестивали помогают создавать и укреплять связи с окружающими, – уверяет Осин. – Опыт общения в неформальной ситуации помогает почувствовать связанность друг с другом, преодолеть недоверие и предрассудки по отношению к людям другого возраста или другой национальности».