Крути педали. Как Москва обогнала Копенгаген по протяженности велодорожек
Летом новые велозоны, дорожки, полосы появились на 62 улицах МосквыСтолица все активнее пересаживается на велосипеды. Двухколесный транспорт москвичи арендуют не только для прогулок в парках, но и для поездок в офис.
Любителям прокатиться на велосипеде по столице уже доступно 448 км специальных полос и дорожек. По этому показателю Москва обогнала Копенгаген, в котором проложено около 400 км велодорожек, и уверенно приближается к мировой велостолице – Амстердаму, где их больше 515 км. Не исключено, что в ближайшем будущем наш город опередит европейскую велосипедную столицу по разветвленности маршрутов и качеству организации движения.
Этим летом новая велоинфраструктура появилась еще на 62 московских улицах. Дополнительно организовали 48 полос на дорогах, три дорожки, пять велозон (где велосипедисты имеют абсолютный приоритет и могут двигаться по всей ширине проезжей части) и шесть велопешеходных зон (где по тротуару разрешено одновременно двигаться и велосипедистам, и пешеходам).
Покрытие большинства дорожек и полос асфальтированное, оно больше подходит для езды на велосипеде. В некоторых парках и на особо охраняемых территориях используется уплотненный гравий, чтобы не навредить природе, объяснил представитель дептранса.
От центра до окраин
Новые велосипедные участки появились в 10 районах: Тверском, Пресненском, Академическом, Басманном, Марьиной Роще, Строгине, Отрадном, Марьине, Соколиной Горе и территории вокруг МГУ. При проектировании учитывались предложения самих велосипедистов, а также необходимость встроить новые пути в единые веломаршруты с уже существующими.
При выборе участка специалисты анализировали главные места притяжения горожан, чтобы до них можно было легко добраться на велосипеде. Например, велополосы появились на Малой Бронной, Бауманской улице, Петровке, Самотечной и Палихе. Около главного здания МГУ для велосипедистов сделали маршрут на Университетской площади и ул. Лебедева, Колмогорова, Академика Самарского и Менделеевской. Места для передвижения на велосипеде также организовали на ул. Двинцев, Отрадной, Загородном шоссе, Дворцовой аллее и др.
Станет удобнее
Городские власти собираются обеспечить разветвленную сеть велоинфраструктуры в центре города и расширять ее на улицах, которые ведут к домам от станций метро, чтобы можно было использовать велосипед как транспорт последней мили. Речь идет об увеличении количества дорожек и полос, установке специальных знаков, светофоров, нанесении разметки.
Например, ст. м. «Беляево» и «Чертановская» связывает велодорожка, проходящая по ул. Миклухо-Маклая и Битцевскому лесу. Жители Раменок по Раменскому бульвару могут доехать на велосипеде до пр-та Вернадского и затем по велодорожке быстро добраться до ст. м. «Проспект Вернадского» и «Университет». Велодорожка помогает сократить время до метро тем, кто живет в Ломоносовском районе. В районе Лианозово велодорожка вдоль Череповецкой улицы обеспечивает доступ жителям разных концов района к ст. м. «Алтуфьево».
В тех местах, где пока не создана единая инфраструктура, москвичам предлагают пользоваться мультимодальным маршрутом: часть расстояний проезжать на велосипеде, часть – на общественном транспорте. Например, по ул. Мосфильмовской удобно доехать по проложенной велодорожке до станции МЦК «Лужники», там сесть в поезд и отправиться в сторону «Москва-сити».
Пространство для велосипедистов расширяется и за пределами МКАД. Например, в ТиНАО создана велодорожка протяженностью 11 км от Боровского шоссе до Троицка: она проходит через Кокошкино, поселения Марушкинское и Первомайское.
Рай для велосипедистов
Велосипед можно бесплатно провозить на всех видах наземного транспорта: МЦД, МЦК, автобусе и трамвае. Чтобы в метро бесплатно провезти велосипед, его надо сложить и упаковать. Двухколесный транспорт можно бесплатно оставить на специальных парковках, которые организованы практически в каждом районе города (всего их более 1000). На одной стоянке может быть от одного до 20 мест – металлических конструкций, к которым можно пристегнуть велосипед собственным замком.
Также в городе созданы бесплатные перехватывающие велопаркинги более чем на 50 мест. Они работают круглый год и оснащены системой видеонаблюдения, которая транслируется на сайте «Московского паркинга». Первая такая парковка появилась у ст. м. «Филатов Луг» в 2019 г. На ней 56 мест на двухуровневых креплениях – это позволяет оставлять велосипеды один над другим, экономя место. От ближайшего поселения Московское до нее можно доехать за 10 минут по велосипедной дорожке. Крытые паркинги доступны также около ст. м. «Киевская» и «Тушинская». До конца 2022 г. возле крупных транспортно-пересадочных узлов появится еще 20 подобных паркингов.
Чтобы передвигаться по городу, вовсе не обязательно покупать свой велосипед. В Москве с середины апреля до октября-ноября (в зависимости от погоды) работает прокат. Организована уже 721 станция более чем с 7000 велосипедов, из них 500 – электрические. Для аренды велосипеда нужен лишь телефон, в который скачивается городское приложение «Велобайк», и банковская карта Visa, Mastercard или «Мир».
Полоса разгона
По мере развития инфраструктуры растет интерес москвичей к поездкам на велосипедах. По данным исследования проекта по развитию велокультуры Let’s bike it!, за пять лет количество поездок в будни в целом увеличилось более чем в 5 раз, а на некоторых улицах – более чем в 10 раз. Замеры интенсивности движения проводились с 18.00 до 20.00 по будням с июля по август на улицах в пределах ТТК.
В топ-20 самых популярных среди велосипедистов улиц вошли Новослободская, Лесная, пр-т Мира, Тверская и Ленинградский проспект, согласно исследованию, подготовленному Delivery Club и КБ «Стрелка» (анализировались данные о перемещениях, в том числе 2,7 млн поездок курьеров).
По данным mos.ru, сегодня один из самых популярных веломаршрутов – участок, проложенный по всему Бульварному кольцу (14,2 км). Он соединяет центральные районы столицы: Хамовники, Арбат, Пресненский, Тверской, Мещанский, Красносельский, Басманный и Таганский.
Другой востребованный маршрут проходит вдоль Большой Никитской – от Центрального выставочного зала «Манеж» до Садового кольца. В Замоскворечье востребованы маршруты по Пятницкой улице (1,2 км) и по Большой Ордынке (1,7 км).
Пользуется популярностью дорожка, соединяющая парк искусств «Музеон» и Парк Победы, – это около 15 км. Эстетическое удовольствие гарантировано, ведь парковый маршрут пролегает вдоль Крымской набережной, Парка Горького, мимо Воробьевых гор и Мосфильмовского пруда.
За пределами города
В 2023–2024 гг. дептранс планирует замкнуть веломаршрут «Зеленое кольцо» длиной 126 км. Он проходит между ТТК и МКАД, соединяя 32 парка (Победы, «Царицыно», «Филевский», «Измайловский», «Лосиный остров»), ст. м. «Университет», «Филевский парк», «Царицыно», «Марьино», «Щукинская» и МЦК. Пока инфраструктура обустроена на 14 участках кольца.
Первая часть веломаршрута от МЦД «Щукинская» до МЦК «Коптево» появилась в июне прошлого года. На пути следования созданы станции велопроката, парковки и удобная навигация. В этом году открыли новый участок – от ст. м. «Профсоюзная» до МЦД «Щукинская». Он проходит через запад города, включает ул. Барклая, Довженко, Большую Филевскую и Минскую, Университетский и Мичуринский проспекты. Также маршрут идет через парковые зоны – «Фили», Серебряный Бор и Строгинский затон.
Согласно проекту стратегии развития городской велоинфраструктуры до 2020 г., опубликованному на портале mos.ru, в городе в велодорожки должны достичь отметки в 700 км дорог. Прогнозировалось, что к 2030 г. доля поездок по городу на велосипеде может увеличиться до 5%, т. е. на велосипеде будет совершаться каждая 20-я поездка. Сейчас власти продолжают развивать инфраструктуру, но официально планы работ не озвучиваются.
Предполагается, что развитие велокультуры и соответствующей инфраструктуры не только поможет разгрузить общественный транспорт, сократить число пробок и объем вредных выбросов, снизив количество машин на дорогах, но и повысит физическую активность москвичей, подчеркивают в дептрансе.