Поехали. Россияне стали вдвое чаще пользоваться кикшерингом
Почему растет спрос на аренду самокатов и сохранится ли этот трендЗа уходящий теплый сезон россияне стали как минимум вдвое чаще пользоваться прокатными электросамокатами, чем в 2022-м, рассказали «Ведомости. Городу» участники рынка кикшеринга. Эксперты ожидают, что взрывной рост спроса продолжится. Популярность самокатов будут поддерживать и власти: в Минтрансе намерены создавать инфраструктуру и развивать «микромобильность населения». «Ведомости. Город» разобрался, как индустрия будет меняться и развиваться в ближайшие годы.
Россияне стали вдвое чаще пользоваться прокатными электросамокатом, заявила «Ведомости. Городу» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Сейчас уже можно говорить о минимум двукратном увеличении поездок по стране по сравнению с прошлым годом, – сказала эксперт. – Только кикшеринговыми самокатами в стране пользуется больше двух десятков миллионов человек. Частные и курьерские средства индивидуальной мобильности (СИМ), увы, никто посчитать пока не может».
Рост рынка кикшеринга наблюдают и в Минтрансе, сообщили «Ведомости. Городу» в пресс-службе ведомства. Там рассчитывают, что этот сегмент продолжит расти. «Прогнозы положительные. В ближайшие годы ожидается интенсивное распространение и развитие средств индивидуальной мобильности», – сказали в пресс-службе Минтранса.
Схожего мнения придерживаются и аналитики. В российской аудиторско-консалтинговой компании Б1 (бывшая Ernst & Young) в конце прошлого года давали прогноз, что среднегодовой темп роста рынка кикшеринга в РФ с 2021 по 2026 г. в денежном выражении составит порядка 60%. Согласно отчету аналитиков, драйверами такого увеличения станут предпочтения горожан использовать электросамокаты вместо общественного транспорта, такси или собственного автомобиля, расширение географии присутствия операторов кикшеринга и развитие подходящей городской инфраструктуры. Объем российского рынка кикшеринга должен вырасти с 9 млрд руб. в 2021 г. до 96 млрд в 2026 г., сказано в обзоре Б1. Число пользователей может увеличиться с 10 млн до 34 млн соответственно, отмечено в работе.
Вызовы для отрасли
Для многих отраслей западные санкции и разворот российской экономики на Восток стали настоящим вызовом и притормозили их развитие, но в случае с прокатом самокатов это не так, утверждают специалисты. По словам Эрдман, поскольку основной технологический партнер кикшеринговых компаний – Китай, то ничего существенно в техцикле не поменялось. Действительно, еще в 2021 г. порядка 90% прокатных самокатов были представлены брендами из Поднебесной Ninebot и Okai, оценивали в «Трушеринге». А, например, компания Whoosh теперь локализовала производство комплектующих в России. В отчете компании по итогам первого полугодия 2023 г. сказано, что эта инициатива может снизить расходы на комплектующие на 20% во второй половине года. В «Яндекс.Go» даже представили электросамокат собственной разработки. Если точнее, его создала купленная корпорацией компания Wind. Впрочем, ее производство все же локализовано на китайских заводах.
Если говорить о вызовах для отрасли, определенное, но не критичное влияние оказывает колебание курсов валют, рассказала Эрдман. «Те компании, которые планировали выход на европейские рынки, либо отложили планы, либо выбрали другие направления для экспансии», – уточнила она. Например, компания Whoosh в пилотном режиме запустила кикшеринг в Латинской Америке – в Чили и Бразилии. «Это хороший для нас рынок: люди в развивающихся странах больше заинтересованы в новых брендах и быстрее к ним привыкают. Когда в Бразилии мы выставили самокаты, первый пользователь скачал приложение и сразу поехал уже через 15 минут, – рассказал CIO и сооснователь Whoosh Егор Баяндин. – Рынок Латинской Америки кажется нам очень перспективным».
Причем самокаты популярны не из-за моды, уверена Эрдман. «Они с нами уже несколько лет, тренды столько не живут и так не растут. Кикшеринговые самокаты закрыли потребность множества людей, на них едут, потому что это удобнее, чем альтернативы», – считает эксперт.
И эта тенденция способствует снижению выбросов парниковых газов, отметила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. «Самокаты эффективны более чем на 1000% по сравнению со средним автомобилем с двигателем внутреннего сгорания исходя из энергии, необходимой для их перемещения», – пояснила она.
Доросли до 20 миллионов
По мнению Эрдман, драйвером взрывного роста популярности кикшеринга до 20 млн пользователей в России стало удобство и безопасность продукта. «Никакой рекламой такой динамики, как в отрасли самокатов, добиться не получится. Раньше на самокатах ехали так называемые новаторы и раннее большинство – те, кто с готовностью пробует все новинки, таких людей не больше 25%. Сейчас масштабы использования расширились за пределы этого сегмента – у сервисов широкая аудитория, и в основном в сегменте 20–30 лет», – объяснила эксперт.
По ее мнению, хотя часть людей так никогда и не отдадут предпочтение двухколесному транспорту (по предположению специалиста, это может быть до четверти населения), в основном люди будут становиться пользователями кикшеринга. «Этот процесс будет постепенным, но он неизбежен», – уверена Эрдман. Например, в Whoosh в этом сезоне зафиксировали высокий спрос на устройства в спальных районах – там, где с помощью самоката люди добираются до метро, электричек, транспортных узлов, подтвердил Баяндин.
Плюс во многих городах России стали развивать инфраструктуру велосипедных дорожек, по которым удобнее передвигаться и на самокатах, добавила Левашенко. Она напомнила: в Москве с 2020 г. развивается проект строительства более чем 26 км велодорожек, в Казани принята концепция развития велосипедной инфраструктуры, в Краснодаре проводится проект «Велогород», в Новосибирске планируют создать велодорожки протяженностью 170 км до 2030 г. Кроме этого, власти Екатеринбурга приняли решение внести в генплан развития города до 2045 г. 600 км велодорожек.
«Чтобы оценить роль микромобильности в городской среде, а особенно в Москве, достаточно выглянуть в окно. Уверена, что в моменте вы увидите не меньше пяти человек, которые перемещаются на самокатах. Статистика говорит нам о том, что до 85% всех поездок совершается с транспортной целью, доля курьерских доставок может быть даже выше. Это огромный пласт не только транспортной отрасли, но и экономики в целом», – добавила Эрдман. По ее словам, прогрессивные города уже оценили пользу от СИМ и смогли интегрировать их в транспортный сценарий, предложив людям альтернативу в перемещении на небольшие расстояния, по загруженному центру, по спальным районам и между ними, до транспортных узлов. Это избавляет город от лишнего автомобильного трафика (личного, каршеринга и такси), освобождает парковки в центре городов, разгружает общественный транспорт в час пик, благотворно влияет на экономику и экологию городов, уверена эксперт.
«В целом можно ожидать рост рынка кикшеринга как в Москве, так и в России, так как самокат является недорогим и удобным средством перемещения», – согласна Левашенко.
Судя по статистике, такие прогнозы можно считать обоснованными. Например, по данным департамента транспорта Москвы, в этом сезоне сервисом кикшеринга активно пользуется 3 млн человек. Для сравнения: по итогам всего 2022 года их число в столице было на уровне 2 млн.
Рост спроса на кикшеринг подтверждают и данные операторов сервиса. Согласно информации из отчета Whoosh, в первом полугодии 2023 г. выручка кикшеринга увеличилась на 62% и составила 4,4 млрд руб. В итоге рентабельность по EBITDA кикшеринга за этот период составила 46%.
Одна из причин – в том, что в городах помимо электросамокатов нет другого подходящего транспорта, который закрывает потребность «последней мили» или маршрутов на 3–5 км, пояснил Баяндин. Плюс это экологичный способ объехать пробку или создать индивидуальный маршрут, не зависящий от движения общественного транспорта. Разумеется, свой вклад вносит и удобство: самокаты есть везде, за ними не нужно ухаживать – можно арендовать через приложение, не требуются права. А в некоторых регионах сервис доступен даже зимой. Например, Whoosh в холодный сезон работает в Сочи, Анапе, Краснодаре, Калининграде, рассказал Баяндин. Если температура падает ниже нуля, самокаты становятся временно недоступными для аренды, а в приложении сервиса появляется соответствующее сообщение. Как только погода вновь становится подходящей, пауза заканчивается.
Вопросы безопасности
Как сообщал в ходе пресс-конференции глава ГИБДД Михаил Черников, число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности в 2023 г. выросло на 56%. Впрочем, согласно отчету Госавтоинспекции, 70% аварий приходится на СИМ с мощными двигателями – в кикшеринге их обычно не используют, речь скорее о частных и курьерских устройствах.
Тем не менее один из трендов, который будет определять развитие аренды самокатов в ближайшие годы, – акцент на безопасность. Ему уделяют внимание и власти, и сами операторы кикшеринга. С 2023 г. в правилах дорожного движения (ПДД) появились нормы, регулирующие передвижение на СИМ. Например, теперь на самокатах нельзя передвигаться быстрее 25 км/ч, а детям от 7 до 14 лет можно ездить на них только по пешеходным и велосипедным дорожкам и тротуарам, напомнила Левашенко. По мнению Эрдман, законодательство подтянулось за популярностью самокатов и теперь в стране будет формироваться культура вождения. «Это процесс стабилизации чего-то нового, он активно идет, и вокруг него, естественно, очень жаркая дискуссия», – заметила эксперт.
Вопрос дополнительного регулирования электросамокатов действительно актуален, согласны в Минтрансе. Ведомству было поручено разработать план мероприятий в этом направлении, сейчас уже сформирован его проект – он находится на согласовании в других министерствах и госагентствах. Как пояснили в Минтрансе, в плане – установить административную ответственность за нарушение ПДД для тех, кто передвигается на СИМ. «Кроме того, будут доработаны правила движения СИМ по пешеходной инфраструктуре, введены дополнительные требования к инфраструктуре для СИМ, обеспечено ведение статистики ДТП с участием СИМ. Отдельным направлением станут развитие микромобильности, образовательная и просветительская деятельность по правилам использования СИМ», – рассказали в Минтрансе.
Впрочем, о вопросах безопасности думают не только чиновники, но и сам бизнес – эта тенденция прослеживается во всем мире. Например, в 2020 г. компания Lime из США (прокат велосипедов и электросамокатов) решила протестировать технологию, которая определяет, в какое время и на каких улицах электросамокат ездил не по правилам.
Российский сервис Whoosh решил оснастить устройства шлемами. По планам компании к началу сезона 2024 г. они будут доступны при аренде 30% самокатов, а в 2025 г. – уже на 70–80% парка. В планах сервиса – использование и других технологий безопасности. «В ближайшем будущем планируем устанавливать в самокатах модуль компьютерного зрения, который позволит собирать больше данных и анализировать поездки для обнаружения опасного вождения, научит самокаты определять препятствия и предупреждать о них во время поездки, анализировать тип покрытия, по которому едет самокат: дорога, велодорожка, тротуар», – рассказал Баяндин.
Кроме этого, часть мер действует уже сейчас. «Мы внедрили автоматическое ограничение скорости на определенных участках», – уточнил CIO и сооснователь Whoosh. Например, в Москве власти ввели «медленные зоны», где на электросамокате можно ездить не быстрее 15 км/ч (примерно такова скорость бегущего человека). Они есть в Сокольниках, Парке Горького, центральной части столицы (в Театральном проезде и на Большой Лубянке) и на ВДНХ. Позже автоматический режим «медленных зон» появился и у Urent, также технологию используют самокаты «Яндекса».
Стоит отметить, что небезопасная езда пользователей на самокате, отсутствие парковок и правил езды уже спровоцировали введение ограничений в некоторых городах Европы и США, заметила Левашенко. Поэтому регулирование развивающегося рынка кикшеринга актуально и для России. Впрочем, меры коснутся и частных самокатов. Как сообщили в Минтрансе, в ведомстве намерены сформировать реестровую модель учета СИМ и контроля за их эксплуатацией в городских условиях.