Масштабное обновление: в Москве запустят еще около 100 современных трамваев
Сергей Собянин утвердил планы развития столичной транспортной сети
В ближайшие годы трамвайная сеть Москвы продолжит развиваться. Будет построена новая линия на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара. И восстановлена трамвайная линия на Трифоновской улице до Рижской площади. Планируется также закупить порядка 100 современных трамваев, чтобы полностью завершить обновление парка, сообщил в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Он также рассказал об основных этапах развития трамвайной сети в городе.
Работа над сетью
В Москве одобрена среднесрочная программа развития трамвайной сети. Она будет активно действовать в 2025 г. О планах и ходе запуска первого в стране беспилотного трамвая порталу mos.ru сообщил заместитель мэра в правительстве Москвы Максим Ликсутов.
По его словам, в столице действуют 35 маршрутов, обслуживающих около 700 000 поездок ежедневно. Пассажиропоток постоянно увеличивается. Около 80% трамвайных путей в Москве отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне, занимая около 420 км.
Городская трамвайная сеть охватывает 86 районов и имеет остановки рядом с местом проживания 5,5 млн человек. Один из самых популярных маршрутов – № 17 Медведково – Останкино, по которому в будни совершается около 54 000 поездок.
Ежедневно почти 37 000 пассажиров пользуются маршрутом № 6 Братцево – метро «Сокол», который широко востребован. Еще более 30 000 поездок совершается ежедневно по маршрутам № 11 Останкино – 16-я Парковая улица и № 36 Метрогородок – Новогиреево. На трамваях № 46 Метрогородок – 3-я Владимирская улица передвигаются почти 29 000 пассажиров.
Всего в парке насчитывается около 550 вагонов, включая более 500 современных низкопольных трамваев российского производства, приобретенных в последние годы. Доля нового подвижного состава превышает 95%.
Начиная с 2010 г. реконструированы 96% путей. «В сентябре открыли новую трамвайную линию на улице Сергия Радонежского и организовали маршрут № 2», – написал Собянин в своем Telegram-канале.
В результате в Таганском районе на линию вернулся трамвай, который ходил здесь более 70 лет назад. Длина двухпутной трамвайной линии превышает 860 м и соединяет действующие трамвайные пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади. Она проложена вдоль нечетной, исторической стороны улицы. Планируется закупка еще около 100 современных трамваев для полного обновления парка.
Благодаря новому маршруту трамвая № 2 3-я Владимирская улица – Курский вокзал жителям ЮВАО, ВАО и ЦАО стали доступны более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок. Этот маршрут обеспечивает пересадки на 15 станциях девяти линий рельсового каркаса, включая станции метро, станции второго и четвертого Московских центральных диаметров, а также станции метро «Площадь Ильича», «Римская» и др. В результате более 300 000 жителей восточных районов города, таких как Лефортово, Соколиная Гора, Перово, теперь имеют прямую беспересадочную транспортную связь с Курским вокзалом.
Без шума и пыли
При реконструкции путей были использованы технологии, которые позволили снизить уровень шума при движении трамваев на 30%. Пути отделяли от проезжей части для исключения движения по ним постороннего транспорта, если была такая возможность.
В Москве также планируется расширить трамвайную сеть в ближайшие годы. Мэр анонсировал строительство новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара, а также восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади.
Эти новые линии помогут создать дополнительные трамвайные маршруты и увеличить популярность рельсового вида транспорта. Посадочные платформы в городе оборудованы таким образом, чтобы быть на одном уровне с входом в трамвай, что обеспечивает удобство и безопасность пассажиров. Кроме того, платформы имеют пандусы и специальные защитные ограждения, отделяющие их от проезжей части. На данный момент в городе уже установлено более 420 таких платформ.
Беспилотный состав
Собянин напомнил, что в 2023 г. московский Центр по исследованию и разработке беспилотного транспорта начал работу над организацией движения автономных трамваев. Запуск первого в стране подобного трамвая осуществляется поэтапно, включая три стадии.
На первоначальном этапе, который стартовал в мае 2024 г., проводились тестирования беспилотного трамвая по улицам города, где он двигался без пассажиров с водителем и системой, дублирующей его действия. Программа отвечала за управление трамваем, однако окончательные решения остались за оператором. В течение этого этапа трамвай преодолел свыше 800 км по маршруту № 10 от станции метро «Щукинская» до улицы Кулакова. При этом он ни разу не нарушил правила дорожного движения.
«Трамвай проехал больше 2400 км с пассажирами и без, ни разу не нарушив ПДД. Во время поездок в городе движение трамвая страхует водитель. Ожидаем, что к концу 2025 г. трамвай начнет курсировать в полностью беспилотном режиме с пассажирами на маршруте», – рассказал мэр.
После удачного завершения начального этапа в конце августа стартовал следующий. Это стало возможным благодаря введению правительством России в Москве экспериментального правового режима (ЭПР), который призван обеспечить функционирование беспилотного транспорта. Основу данного документа составила инициатива Московского метрополитена, подготовленная Минэкономразвития России.
На третьем, финальном этапе в конце 2025 г. ожидается, что трамвай будет курсировать в полностью беспилотном режиме на маршруте с пассажирами. При этом в салоне или кабине может находиться сотрудник, который будет наблюдать за движением и выполнять другие функции.
В августе Собянин заявлял, что к 2030 г. население Московской агломерации (Москва и область) может вырасти с текущих 21,6 млн до 23 млн человек. Поэтому, по его словам, ключевым направлением транспортной стратегии столицы до 2030 г. станет развитие рельсового каркаса – метро, городского трамвая, Центрального транспортного узла (ЦТУ) и МЦД. Сейчас ЦТУ объединяет столицу с другими городами страны железнодорожным транспортом, который в будущем станет быстрее, надежнее и современнее. В состав узла входит 11 регионов – это Москва, Московская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Калужская и Костромская области.