Масштабное обновление: в Москве запустят еще около 100 современных трамваев
Сергей Собянин утвердил планы развития столичной транспортной сетиВ ближайшие годы трамвайная сеть Москвы продолжит развиваться. Будет построена новая линия на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара. И восстановлена трамвайная линия на Трифоновской улице до Рижской площади. Планируется также закупить порядка 100 современных трамваев, чтобы полностью завершить обновление парка, сообщил в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Он также рассказал об основных этапах развития трамвайной сети в городе.
Работа над сетью
В Москве одобрена среднесрочная программа развития трамвайной сети. Она будет активно действовать в 2025 г. О планах и ходе запуска первого в стране беспилотного трамвая порталу mos.ru сообщил заместитель мэра в правительстве Москвы Максим Ликсутов.
По его словам, в столице действуют 35 маршрутов, обслуживающих около 700 000 поездок ежедневно. Пассажиропоток постоянно увеличивается. Около 80% трамвайных путей в Москве отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне, занимая около 420 км.
Городская трамвайная сеть охватывает 86 районов и имеет остановки рядом с местом проживания 5,5 млн человек. Один из самых популярных маршрутов – № 17 Медведково – Останкино, по которому в будни совершается около 54 000 поездок.
Ежедневно почти 37 000 пассажиров пользуются маршрутом № 6 Братцево – метро «Сокол», который широко востребован. Еще более 30 000 поездок совершается ежедневно по маршрутам № 11 Останкино – 16-я Парковая улица и № 36 Метрогородок – Новогиреево. На трамваях № 46 Метрогородок – 3-я Владимирская улица передвигаются почти 29 000 пассажиров.
Всего в парке насчитывается около 550 вагонов, включая более 500 современных низкопольных трамваев российского производства, приобретенных в последние годы. Доля нового подвижного состава превышает 95%.
Начиная с 2010 г. реконструированы 96% путей. «В сентябре открыли новую трамвайную линию на улице Сергия Радонежского и организовали маршрут № 2», – написал Собянин в своем Telegram-канале.
В результате в Таганском районе на линию вернулся трамвай, который ходил здесь более 70 лет назад. Длина двухпутной трамвайной линии превышает 860 м и соединяет действующие трамвайные пути на шоссе Энтузиастов и Андроньевской площади. Она проложена вдоль нечетной, исторической стороны улицы. Планируется закупка еще около 100 современных трамваев для полного обновления парка.
Благодаря новому маршруту трамвая № 2 3-я Владимирская улица – Курский вокзал жителям ЮВАО, ВАО и ЦАО стали доступны более удобные и быстрые варианты ежедневных поездок. Этот маршрут обеспечивает пересадки на 15 станциях девяти линий рельсового каркаса, включая станции метро, станции второго и четвертого Московских центральных диаметров, а также станции метро «Площадь Ильича», «Римская» и др. В результате более 300 000 жителей восточных районов города, таких как Лефортово, Соколиная Гора, Перово, теперь имеют прямую беспересадочную транспортную связь с Курским вокзалом.
Без шума и пыли
При реконструкции путей были использованы технологии, которые позволили снизить уровень шума при движении трамваев на 30%. Пути отделяли от проезжей части для исключения движения по ним постороннего транспорта, если была такая возможность.
В Москве также планируется расширить трамвайную сеть в ближайшие годы. Мэр анонсировал строительство новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара, а также восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади.
Эти новые линии помогут создать дополнительные трамвайные маршруты и увеличить популярность рельсового вида транспорта. Посадочные платформы в городе оборудованы таким образом, чтобы быть на одном уровне с входом в трамвай, что обеспечивает удобство и безопасность пассажиров. Кроме того, платформы имеют пандусы и специальные защитные ограждения, отделяющие их от проезжей части. На данный момент в городе уже установлено более 420 таких платформ.
Беспилотный состав
Собянин напомнил, что в 2023 г. московский Центр по исследованию и разработке беспилотного транспорта начал работу над организацией движения автономных трамваев. Запуск первого в стране подобного трамвая осуществляется поэтапно, включая три стадии.
На первоначальном этапе, который стартовал в мае 2024 г., проводились тестирования беспилотного трамвая по улицам города, где он двигался без пассажиров с водителем и системой, дублирующей его действия. Программа отвечала за управление трамваем, однако окончательные решения остались за оператором. В течение этого этапа трамвай преодолел свыше 800 км по маршруту № 10 от станции метро «Щукинская» до улицы Кулакова. При этом он ни разу не нарушил правила дорожного движения.
«Трамвай проехал больше 2400 км с пассажирами и без, ни разу не нарушив ПДД. Во время поездок в городе движение трамвая страхует водитель. Ожидаем, что к концу 2025 г. трамвай начнет курсировать в полностью беспилотном режиме с пассажирами на маршруте», – рассказал мэр.
После удачного завершения начального этапа в конце августа стартовал следующий. Это стало возможным благодаря введению правительством России в Москве экспериментального правового режима (ЭПР), который призван обеспечить функционирование беспилотного транспорта. Основу данного документа составила инициатива Московского метрополитена, подготовленная Минэкономразвития России.
На третьем, финальном этапе в конце 2025 г. ожидается, что трамвай будет курсировать в полностью беспилотном режиме на маршруте с пассажирами. При этом в салоне или кабине может находиться сотрудник, который будет наблюдать за движением и выполнять другие функции.
В августе Собянин заявлял, что к 2030 г. население Московской агломерации (Москва и область) может вырасти с текущих 21,6 млн до 23 млн человек. Поэтому, по его словам, ключевым направлением транспортной стратегии столицы до 2030 г. станет развитие рельсового каркаса – метро, городского трамвая, Центрального транспортного узла (ЦТУ) и МЦД. Сейчас ЦТУ объединяет столицу с другими городами страны железнодорожным транспортом, который в будущем станет быстрее, надежнее и современнее. В состав узла входит 11 регионов – это Москва, Московская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Рязанская, Калужская и Костромская области.