Ноль отходов. Как работают магазины без упаковки в Москве
За продуктами со своими мешками и банками – кто и что покупает в экомагазинахВ советское время люди отправлялись в магазин с авоськами и банками для сметаны – и сейчас самые экологически продвинутые горожане возвращаются к этим привычкам. Владельцы магазинов, где продают товары вразвес, без упаковки, рассказывают, много ли среди москвичей желающих ходить за продуктами «со своей тарой».
В сентябре прошлого года темой ежемесячного бюллетеня Счетной палаты стала мусорная реформа, начатая в 2019 г. Из него следует, что из всего объема отходов перерабатывается не больше 7%, а остальной мусор по-прежнему отправляется на полигоны и свалки. Каждый год полигоны по всей стране расширяются на 1–2%, и уже к 2024 г. при таких темпах роста их мощности будут исчерпаны в 32 регионах России.
«На свалках сегодня порядка 40% общего объема занимает именно упаковка. Примерно половина приходится на картон и бумагу, далее идут стекло и пластик, потом металл и дерево. Получается, невозобновляемые природные ресурсы, энергия, вода, человеческий труд – все это тратится на создание отходов. Упаковка используется короткий промежуток времени и летит на свалку», – рассказывает руководитель общественной экологической организации «Мусора.Больше.Нет» Карина Ивченко.
В Москве сегодня работают 5 офлайн-магазинов, где разделяют экологическое течение Zero Waste – в переводе с английского «ноль отходов». Это Zero Waste Shop в Экоцентре «Сборка» у м. «Сокол», «Полезный магазин» в «Собираторе» на Кавказском бульваре, Urban fauna в «Букводоме» в Сокольниках, «Котомка» на Курской и Naked Food рядом с метро «Шаболовская». Специфика у всех разная: кто-то делает упор на весовом товаре, кто-то предлагает купить переработанную и многоразовую тару.
Zero Waste Shop: «Гречку и хлеб продаем себе в убыток»
Сооснователь магазина Zero Waste Shop Лариса Петракова, по ее словам, первой в Москве начала продвигать эту экологическую философию. Подобный формат к тому времени уже был в Петрозаводске, Тюмени и Перми. Петракова обратилась к zero waste и начала сортировать мусор после того, как узнала о людях, страдающих от неприятного запаха мусорных полигонов в Кучино и Волоколамске.
Сначала, в 2018 г., Zero Waste Shop открылся в Мякинино, потом переехал на арт-пространство «Хлебзавод», в июне этого года – в экоцентр «Сборка» у м. «Сокол». Сейчас Петракова работает вместе с сооснователем «Сборки» Сергеем Тушевым, открывшим здесь магазин в марте 2020 г. Тушев пришел в экологию после опыта работы в дочерних структурах Минэнерго, где занимался ресурсосбережением и возобновляемыми источниками энергии.
«Мы принимаем более сорока видов вторсырья. Магазин без упаковки – это логичное продолжение, которое, как и наш музей рециклинга, выполняет еще и просветительскую функцию. Мы ввели систему экобаллов, ими можно оплатить до 10% покупки», – рассказывает предприниматель.
В ассортименте Zero Waste Shop сейчас бытовая химия и многоразовая упаковка. В предыдущих магазинах Петраковой продавались и пищевые продукты – чай, крупы. На Соколе их пока нет, однако в ближайшее время планируется добавить. Лучше всего сейчас покупают многоразовые маски, трубочки для напитков, гигиенические прокладки, зубные щетки и пасту, шампуни.
«Маржинальность по разным товарам в магазине составляет от 0 до 50%. Гречка и хлеб – 0%, то есть продаем себе в убыток. У непродовольственных товаров выше, например у термосов – 50%. Кажется, что цена на товар без упаковки должна быть ниже. Но на самом деле обслуживание такого магазина требует много ручного труда, поэтому не всегда цена на товар на развес дешевле товара в одноразовой упаковке», – объясняет Лариса Петракова.
«Zero Waste Shop начал с одного-двух посетителей в день, и постепенно дошло до 60–70 в выходные дни. Во время пандемии эти цифры упали до нуля, потом чуть подросли, но все равно были очень низкими. В новом магазине пока в среднем у нас около 15 посетителей в день», – делится Лариса Петракова. С открытия магазина на Соколе не прошло и месяца, но владельцы планируют, что за июль выручка будет около 150 000 руб.
Сейчас почти вся прибыль уходит на покрытие аренды помещения в 500 кв. м.
Naked Food: шиитаке и нутовые макароны – прибыльный бизнес
Концепция «ноль отходов» может стать прибыльным бизнесом. Так же, как и Zero Waste Shop, магазин Naked Food около м. «Шаболовская» переформатировался три раза. Сейчас здесь можно купить 6 видов риса, чай, грибы шиитаке, орехи, специи, урбеч, гречневые, гороховые и нутовые макароны, сладости, масла, сиропы, косметические средства и другие товары, популярные у веганов.
Один килограмм гречки стоит от 45 до 130 руб., 1 кг риса – от 90 до 400 руб. в зависимости от вида продукта, 100 г чая «Ассам» – 160 руб.
Сооснователь Naked Food Андрей Давыдович – экономист по образованию, работал в банке. Его жена Виктория, врач по образованию, побывала в магазине Zero Waste Shop, который тогда располагался в Мякинино, и ей захотелось большего разнообразия сыпучих и многоразовых продуктов. Виктория рассказала про это мужу, и пара решила открыть свой магазин без упаковки.
В офлайн-магазине Naked Food за день обслуживают до 70 человек. «Купила сегодня лосьоны для ухода за кожей лица, – поделилась покупательница Мария Васильева. – Я сортирую домашний мусор и отношу в “Собиратор” или сдаю районным операторам. Пользуюсь мешочками и авоськами. Если можно было бы полностью отказаться от упаковки, я бы это сделала, но не все товары можно так продавать».
Магазин предлагает покупателям не только пищевые продукты, но и бытовую химию, многоразовые стаканчики и термосы, тканевые мешочки для сыпучих продуктов в залог по 10 руб. и бесплатные стеклянные банки.
Андрей Давыдович считает прибыль достаточной для небольшого проекта: «В месяц выручка составляет до миллиона рублей, из них 60% идет на закупку, 10% – на аренду и чистой прибыли остается 300 000. Интернет-магазин приносит меньше. Курьер доставляет товары в мешочках и стеклянных банках, которые потом забирает с собой. Но некоторые люди специально приезжают за заказом сами, потому что здесь можно найти общение с единомышленниками».