Благоустройство парка «Яуза» выполнено приблизительно на 90%
Подходит к завершению реализация проекта 20-километровой зеленой территорииНа северо-востоке столицы реализуется многолетний мегапроект благоустройства парка «Яуза». Проектирование заняло четыре года, работы начались в 2016 г. Основная идея – соединить городские территории и пойменные места в непрерывный зеленый маршрут. В близлежащих районах проживает более 1 млн москвичей.
«В этом году работы охватили участки вдоль Сухонской улицы и Олонецкого проезда. Кроме того, выполнили первый этап благоустройства участка парка в пойме реки Чермянки вдоль Сельскохозяйственной улицы и благоустройство парка “Ростокинский акведук” вдоль Яузы и проезда Кадомцева», – сообщил сегодня в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Привели в порядок пять мостов через реку Яузу, поставили фонари, построили детские и спортивные площадки, площадки для выгула собак. Была проведена работа по восстановлению дорожно-тропиночной сети и добавлены новые маршруты: для велосипедистов был создан маршрут вдоль Сухонской улицы, а для бегунов – со стороны Олонецкого проезда. Велодорожки связали с уже существующими. Установили велопарковки, информационные стенды, перголы, скамейки и урны. В будущем, по завершении всех работ, в парке «Яуза» будет создан марафонский маршрут длиной 42 км, а протяженность велодорожек составит около 20 км.
«Проект интересен прежде всего своим масштабом: такая протяженность пешеходного, велосипедного и бегового маршрутов в центре сложившегося города – это большая роскошь, – уверена руководитель и партнер компании UNK landscape, занимающейся созданием пространственных концепций различного масштаба, Гульнара Сафарова. – Все площадки грамотно расположены, все удобно расположено по отношению к жилым районам, кварталам. Удается сочетать более функционально насыщенные места и участки для спокойных прогулок, пеших или велосипедных, беговые маршруты». По мнению эксперта, проект можно сравнить с проектом «Вело 1» – это 56 км велодорожек вдоль канала им. Москвы, также парк «Яуза» стал частью 120-километрового пешего маршрута «Дорога в Лавру».
При благоустройстве более «диких» мест, удаленных от жилых кварталов, архитекторам приходится учитывать экосистему природной набережной. И это требует определенных навыков, объясняет эксперт.
Например, в рамках проекта в 2023 г. обновили экотропу вдоль левого берега реки Яузы со стороны Олонецкого проезда. В местах, где возможны подтопления, тропу подняли повыше.
Вокруг пруда со стороны Сухонской улицы проложен экомаршрут: он проходит и вдоль берега, и частично непосредственно над водой. Деревянные настилы дополнены двумя смотровыми площадками, а поручни оборудованы подсветкой.
«Это показывает, насколько бережно архитекторы подошли к проектированию в таких особых зонах», – заключает Сафарова.
В 2024 г. планируется закончить последний этап благоустройства – территорию вокруг поймы реки Яуза вдоль Тенистого проезда.
Название «Яуза» происходит от слова «уза», что означает «связь». Ключевым элементом стратегии при проектировании являлось преобразование территории поймы в последовательность «узлов», объединенных «связями». В 2019 г. концепция парка «Яуза» получила «Золотой знак» на фестивале «Зодчество», который проводит Союз архитекторов России.
«В первые века существования Москвы Яуза была очень важна для города, – объясняет руководитель экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев. – Собственно, сам город появился как крепость, контролировавшая водный путь по реке Москве, а Яуза была ее крупнейшим притоком. Если подняться вверх по течению, то есть место недалеко от реки Клязьмы, где можно было перетащить суда с товарами, с грузами по суше. И уже по Клязьме спуститься вплоть до Владимира, который был столицей княжества, в котором располагалась Москва в XII в.».
В самом первом Генплане Москвы 1935 г., так называемом сталинском, был спроектирован план обводнения столицы. В частности, предполагалось переустройство Яузы. «Должны были создать четыре низконапорных гидроузла, чтобы появились не очень широкие русловые водохранилища. Предполагалось, что Яуза станет важной транспортной магистралью для грузов и модным досуговым объектом с красивыми набережными практически от самого истока в районе Верхнеяузских болот», – дополняет Клюев. Но до конца этот план реализован не был.