Быстро и экологично: электробусы появились еще на девяти маршрутах Москвы
К 2030 году в столице будут курсировать 5300 электробусовЕще на девяти московских маршрутах появились электробусы. Об этом в прошлую среду рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов порталу mos.ru. В общей сложности сегодня в столице курсирует уже 1700 электробусов на 126 маршрутах. В среднем на электробусных маршрутах совершается более 500 000 поездок в будний день, рассказал «Ведомости. Городу» представитель ГУП «Мосгортранс». По данным оператора, с 2018 г. электробусы в Москве проехали уже 200 млн км, на них совершено более 460 млн поездок. Чем, помимо экологической составляющей, привлекателен этот вид транспорта и какие изменения он привнесет в столицу, «Ведомости. Город» обсудил с экспертами.
Начало положено
Сегодня Москва – в числе мировых лидеров по развитию и использованию электротранспорта. Город занимает первое место в Европе по числу электробусов, утверждают в «Мосгортрансе». Этот вид транспорта начал приходить на смену троллейбусам и автобусам, которые работают на бензине и дизельном топливе, в 2018 г. Первый маршрут № 73 от ВДНХ до 6-го микрорайона Бибирева запустил 1 сентября 2018 г. мэр Москвы Сергей Собянин. В том же году электробусы вышли еще на пять городских маршрутов.
По словам представителя «Мосгортранса», до начала работы с пассажирами в Москве прошли испытания разных моделей электробусов. Специалисты оценили технические характеристики, ходовые качества машин, работу систем безопасности и климат-контроля. По итогам тестирования с учетом мнений экспертов и пожеланий москвичей было разработано техническое задание для будущих производителей электробусов. После проведенных московским правительством аукционов электробусы для столицы поставляют два автопроизводителя: ПАО «Камаз» и группа ГАЗ. С ними заключили контракты на поставку первых 100 электробусов и 31 ультрабыстрой зарядной станции.
В 2023 г. производители отправили в столицу более 350 электробусов. Также в прошлом году Москва заключила с компаниями контракты на поставку 1200 машин до конца 2024 г., 300 единиц уже поступили. Это крупнейшая в Европе закупка такого транспорта, поясняет представитель «Мосгортранса».
Сейчас электробусы составляют четверть парка подвижного состава «Мосгортранса». «Ожидается, что в 2030 г. в Москве будет 5300 электробусов. Они заменят автобусы на маршрутах, что повысит качество обслуживания пассажиров», – добавляет представитель «Мосгортранса».
WiFi и климат-контроль
Электробусы имеют ряд преимуществ для пассажиров: удобные сиденья, откидной пандус для маломобильных граждан и накопительную площадку для колясок или велосипедов, автоматическую систему информирования, датчики задымления и температуры, тревожные кнопки, систему видеонаблюдения. Работает система климат-контроля, спутниковой навигации, есть USB-разъемы для зарядки мобильных и бесплатный WiFi. К тому же электробусы более мобильны при необходимости изменения маршрута, чем троллейбусы, добавляет директор Института транспортного планирования Михаил Якимов.
«Это очень важно, например, при проведении каких-то массовых мероприятий, а также при закрытии отдельных участков уличной дорожной сети для реконструкции и ремонта», – поясняет эксперт. Еще один минус троллейбусов заключался в том, что им приходилось существенно снижать скорость при прохождении определенных участков – например, пересечений контактных проводов с другими сетями связи либо трамвайным контактным проводом, продолжает Якимов. Кроме того, если троллейбус превышает определенную заводом-изготовителем скорость, то резко увеличивается риск срыва токоприемника и водителю надо тратить время на восстановление этого контакта, указывает эксперт. Из-за этого троллейбусы приходили на остановку с опозданием. «У электробусов такой проблемы нет», – констатирует Якимов.
По словам представителя «Мосгортранса», с 2022 г. в Москву приходят электробусы улучшенной комплектации. Среди новшеств, например, изменение адаптивного освещения салона от холодного к теплому после 14.00 для комфорта пассажиров в вечернее время. Установленный в салоне электроотопитель поддерживает оптимальную температуру и минимизирует влияние на окружающую среду. Кроме того, запас хода новых моделей увеличен с 40–50 до 80–90 км после полной подзарядки. Заряжается электробус от шести до 12 минут.
Есть инфраструктура
Новые машины закупаются по контрактам жизненного цикла. Это означает, что в течение 15 лет производители самостоятельно обеспечивают исправную работу техники, говорит представитель столичного департамента транспорта и дорожного развития. При этом, по мнению эколога, члена научного совета «Экология Москвы» Ильи Рыбальченко, электродвигатели имеют меньше движущихся частей по сравнению с традиционными двигателями, что приводит к меньшему износу и снижению необходимости частого обслуживания.
Москва первая в России начала строить современные электробусные парки, отметили в департаменте транспорта и дорожного развития. В 2022 г. в ТиНАО открылся первый в России и крупнейший в Европе «дом для электробусов» «Красная Пахра». Его площадь – более 10 га, он рассчитан на 500 электробусов, здесь создано 1600 рабочих мест, следует из данных Единого транспортного портала. Благодаря этому экологичный транспорт впервые вышел на маршруты новой Москвы. В 2023 г. современные электробусные парки появились в Митине и Новокосине. Здесь электробусы «ночуют», проходят осмотр и подготовку перед выходом на маршрут, регулярную диагностику. Для запуска новых электробусных маршрутов развивается зарядная инфраструктура. В городе установлено более 340 зарядных станций. Они находятся на маршрутах, конечных станциях и на территории девяти эксплуатационных площадок в разных районах, рассказали в «Мосгортрансе». Еще около 200 появится в этом году, отметил в своем Telegram-канале Собянин. Зарядки работают в любую погоду и подходят для техники разных производителей.
Выбросы в прошлом
Замена одного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа в атмосферу более чем на 60 т в год. Кроме того, на одного пассажира электробуса приходится в 145 раз меньше выбросов вредных веществ, чем на пассажира автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, рассказали в «Мосгортрансе». Благодаря современному и экологичному транспорту за пять с лишним лет выбросы углекислого газа сократились на 130 000 т, отметил в Telegram-канале Собянин. По мнению Рыбальченко, это огромные цифры: «Средний легковой автомобиль выбрасывает около 4,6 т углекислого газа ежегодно. Это значит, что сокращение выбросов на 130 000 т эквивалентно снятию с дорог приблизительно 28 000 автомобилей на один год».
По его словам, электродвигатели более эффективны, чем двигатели внутреннего сгорания. Они потребляют меньше энергии для выполнения той же работы, что снижает общие энергетические затраты и уменьшает нагрузку на энергетическую инфраструктуру. Рыбальченко утверждает, что электротранспорт не требует таких расходных материалов, как моторное масло и антифриз, которые могут загрязнять окружающую среду при неправильной утилизации.
«Использование электробусов способствует достижению целей устойчивого городского развития и повышению качества жизни их жителей», – уверена директор партнерских программ CM International Ольга Ахсянова. По ее словам, внедрение электробусов – хороший показатель конкурентоспособности и адаптивности городской администрации к современным тенденциям. Развитие электрического транспорта способствует уменьшению зависимости от ископаемых видов топлива, добавляет Ахсянова. Рыбальченко замечает, что «использование электрического транспорта стимулирует развитие инфраструктуры для возобновляемых источников энергии, таких как солнечные и ветровые электростанции». Это способствует переходу к более устойчивой энергетической системе, считает эксперт.
Другой вопрос касается правильной утилизации зарядных батарей и прочих элементов транспорта после завершения сроков его эксплуатации, говорит научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, электробусы и электромобили действительно являются экологичным видом транспорта при условии, что не только работают на «зеленом топлеве», но и ведут правильный сбор и утилизацию отходов. «Безусловно, Москва решает вопросы раздельного сбора ТКО, но в этом направлении еще предстоит многое сделать, – уточняет Блинкин. – У столицы сейчас есть ресурсы для правильной утилизации батарей от имеющихся 1700 электробусов. Но если электротранспорта будет становиться больше, нужно будет развивать инфраструктуру».
Мировой опыт
Отказ Москвы от троллейбусов и автобусов в пользу экологичного транспорта находится в мировом тренде, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. По словам Рыбальченко, китайский Шэньчжэнь стал первым городом в мире, который полностью перешел на электрические автобусы. В городе насчитывается около 16 000 электрических автобусов и 22 000 электрических такси. Лос-Анджелес планирует полностью перейти на электрические автобусы к 2030 г. Рыбальченко добавил, что в городе уже введены в эксплуатацию сотни электрических автобусов, и продолжается активное развитие инфраструктуры для зарядки.
Опыт использования есть в Скандинавии, некоторых странах континентальной Европы, отмечает Ахсянова. «Интеграция современных технологий в повседневную жизнь – это позитивный опыт, но сделать вывод о положительном или отрицательном эффекте в долгосрочной перспективе можно только для каждого города и страны отдельно», – заключает она.
ЭЛЕКТРОСУДА В ТРЕНДЕ
Еще один вид общественного электротранспорта появился в Москве в июне 2023 г. – водные электросуда. Первый маршрут связал Киевский вокзал с причалом «Сердце Столицы» в районе одноименного жилого комплекса на Шелепихинской набережной. 6 июня 2024 г. новой конечной станцией маршрута стал причал «Парк Фили». Второй регулярный маршрут «ЗИЛ – Печатники» длиной 9 км был открыт в сентябре 2023 г. С момента запуска трамвайчики перевезли уже более 900 000 пассажиров, отметил мэр Москвы Сергей Собянин, его слова приводит портал mos.ru.
Как рассказал «Ведомости. Городу» представитель ГКУ «Организатор перевозок», это первые в мире электросуда, которые имеют ледовый класс и не производят никаких вредных выбросов в воду и атмосферу. Они работают круглый год могут ходить по мелкобитому льду толщиной до 20 см. На случай сложной ледовой обстановки предусмотрены ледоколы, которые прокладывают путь для электросудов.
На производство судов между правительством Москвы и АО «Водоходъ. Пассажирский Порт» был заключен контракт на 15 лет, добавил представитель ГКУ «Организатор перевозок». В рамках контракта подрядчик не только должен построить суда и причалы, но и обеспечивать их работоспособность, проводить техническое обслуживание. Строят суда на судоверфи под Санкт-Петербургом, а плавучие причалы – под Санкт-Петербургом и в Перми. Затем на сухогрузе они доставляются в Москву.
Сейчас электрофлот к столице полностью укомплектован – в парке 21 электросудно. По данным ГКУ «Организатор перевозок» до 2030 г. планируется проработать запуск еще пять регулярных маршрутов. Общее число причалов вырастет до 67, а флот – до 60 электросудов. По прогнозам, регулярным речным транспортном будут пользоваться порядка 24 000 пассажиров в сутки.