Как молодой юрист следит за дорогами Москвы и строит «Зеленое кольцо»
Магомед Колгаев возглавлял шеринговые проекты дептранса, а теперь стал заместителем руководителя ЦОДДаНовая рубрика «Карьерные истории» посвящена молодым специалистам, делающим полезные проекты для города, будь то работа в собственной компании или государственной или частной корпорации. Первый герой – 28-летний заместитель руководителя в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Магомед Колгаев. В 22 года он стал юристом на проекте «Московский шеринг» в департаменте транспорта Москвы. Спустя год – менеджером проектов «Московский прокат» и «Московский каршеринг», а в марте 2020 г. возглавил все шеринговые проекты департамента. В октябре 2022 г. Колгаев перешел в ЦОДД, где руководит ситуационным центром и занимается реализацией веломаршрута «Зеленое кольцо», который соединит зеленые зоны, метро, МЦД и МЦК по всей столице. Как в таком возрасте сделать впечатляющую карьеру в госструктуре?
В каршеринг через HeadHunter
Магомед Колгаев родился в 1996 г. в Грозном. Когда ему было три месяца, семья переехала в Москву. «Я уже в школе понимал, что свяжу жизнь с юриспруденцией: мои родители – юристы, а сама юриспруденция мне казалась системной и поступательной», – вспоминает Колгаев. После школы он окончил МГЮА им. О. Е. Кутафина.
В департамент транспорта Магомед, по его словам, попал просто: выложил резюме на HeadHunter и с ним связались представители департамента. На позиции юриста он должен был обеспечивать правовое сопровождение каршеринговой и велопрокатной отраслей. Постепенно ему начали давать задачи, отличающиеся от юридических. «Однажды мой руководитель поручил мне поехать в Марьино и подобрать площадку для станции велопроката, – вспоминает он. – Я подумал, какая связь между юриспруденцией и поиском площадки, испытал легкий внутренний конфликт, но решил попробовать».
Количество и диапазон таких поручений росли, и Колгаев перешел на должность менеджера проектов: стал разрабатывать требования к качеству услуг, разбираться в логике работы сервисов и т. д.
«Интереснее всего было то, что любое функциональное предложение или идею я мог увязать с правовой нормой и претворить в жизнь», – признается он. Смена направления деятельности его уже не смущала. «Казалось, это хороший способ взбодрить себя и расширить перечень своих навыков, компетенций. Мотивировал дух соперничества, иногда с самим собой», – поясняет Колгаев.
Он никогда не стеснялся выполнять нестандартные задания: «Например, когда появился кикшеринг, меня попросили привезти в определенную точку 10 самокатов: никто не хотел брать это на себя, потому что был выходной день. Я взял в каршеринге фургончик, погрузил в него самокаты и отвез по адресу».
Поработав менеджером два года, Колгаев стал руководителем всех шеринговых проектов. Одним из ключевых достижений московского каршеринга за время своей работы в департаменте транспорта Колгаев считает эффективность использования транспортных средств. «Она измеряется в количестве поездок на одно транспортное средство в день, – поясняет он. – У нас это количество достигло шести-семи, т. е. одну машину использовали шесть-семь разных людей в день в рамках разных поездок». Еще одно достижение, по его мнению, повышение частоты регламентных работ по мойке и обслуживанию авто, дополнительные требования по их внешнему виду и техническому состоянию. «Также, предоставляя субсидии от города, мы мотивировали компании добавлять новые автомобили отечественной сборки в парк: было представлено больше 60 новых моделей», – говорит Колгаев.
Он поясняет: достоинства каршеринга в том, что пользователю не нужно платить за парковку, заниматься техобслуживанием авто и т. д. Но кто-то не хотел ездить в каршеринговых машинах: не нравилось, что автомобилем пользовались другие люди, либо модель казалась недостаточно комфортной. Принятые меры, по мнению Колгаева, помогли снять эти предубеждения. «Мы получили несколько миллионов активных пользователей, в 2022 г. на каршеринге совершалось более 130 000 поездок в сутки», – говорит Колгаев.
Благодаря сервису к июлю 2022 г. на улицы Москвы стало выезжать на 100 000 личных автомобилей меньше. «За время работы на должности руководителя шеринговых проектов Колгаев показал себя как отличный специалист, который понимает особенности нашего бизнеса. У нас всегда находились точки соприкосновения по всем вопросам, удавалось поддерживать конструктивный диалог», – вспоминает директор по продукту и стратегии BelkaCar Иван Никитин.
На двух колесах
Также Колгаев курировал городской велопрокат «Велобайк» и сервисы кикшеринга. «Когда я пришел в департамент транспорта, в прокате не было электровелосипедов, а в целом велосипеды использовались для отдыха, – вспоминает он. – Мы считали, что это должен быть именно транспортный сервис, и приложили много сил, чтобы модель велопроката с точки зрения пользовательского опыта стала максимально транспортной». Для решения проблемы последней мили в сервис закупили электровелосипеды: на них можно было доехать до нужного места быстрее и с меньшими усилиями. Была введена гибридная модель, при которой аренду можно завершить не только на одной станции проката, но и на велопарковке в определенной зоне. «География велопроката была расширена до 7000 точек, и эта модель стала транспортной», – констатирует Колгаев. Например, в 2021 г. столичным велопрокатом воспользовались 5 млн раз.
В мае 2018 г. в столице открылся первый сервис кикшеринга – «Делисамокат», после на рынок вышли Whoosh, Urent и т. д. Колгаев вспоминает, что «Делисамокат» повторил ошибки велопроката: начать и завершить аренду можно было только на станциях проката, поэтому сервисом мало пользовались. «Затем коллеги из других компаний стали предлагать модель, при которой завершить аренду можно было везде, – рассказывает Колгаев. – Изучив международный опыт, например кикшеринг в Париже, Сингапуре, мы выяснили: всюду, где была эта модель, самокаты бросали где попало». В департаменте предложили гибридную модель: завершать аренду на велопарковках. Это помогло расширить географию сервиса – сейчас в городе около 14 000 велопарковок, приводит данные Колгаев.
По мнению основателя и генерального директора Whoosh Дмитрия Чуйко, Колгаев внес важный вклад в развитие кикшеринга в Москве: консолидировал деятельность всех операторов, настроил совместную работу по развитию нового городского транспорта. «Москва стала показательным городом по качеству работы кикшеринга, все операторы действуют в едином ключе и по единым правилам, комфортным для бизнеса, столицы и ее жителей», – считает Чуйко. Колгаеву удалось построить конструктивный механизм взаимодействия города с шеринговыми сервисами, говорит коммерческий директор «МТС Юрент» Илья Тимаховский. «Город не только регулировал сервисы шеринга самокатов, но и помогал нам развиваться: быстро согласовывал места парковок, выделял субсидии», – поясняет он.
Следите за дорогой
В ЦОДД Колгаев перешел по приглашению руководства. «Я увидел возможность для роста: на новом месте предполагалось отчасти заниматься тем, что я уже хорошо знал, а по части проектов и задач я так или иначе был в контексте, поэтому понимал, что нужно делать», – поясняет он. Колгаев занимает должность заместителя руководителя по мониторингу и управлению движением: курирует ситуационный центр, который мониторит дорожно-уличную сеть, следит за ДТП, пробками и т. д. За время работы Колгаева центру удалось повысить качество работы светофоров. «Благодаря разным инструментам по управлению трафиком в 2024 г. дорожная ситуация практически не выходила в так называемую красную зону – выше 8–9 баллов», – поясняет Колгаев.
В марте 2023 г. на базе ЦОДДа создали ситуационный центр по вопросам средств индивидуальной мобильности: его сотрудники следят за загруженностью велопарковок и безопасностью езды на электросамокатах. «С помощью IT-инструментов мы выявляем, в каких местах самокаты мешают людям, какая точка перегружена самокатами, передаем данные операторам кикшеринга, их скауты перемещают транспортные средства туда, где в них есть потребность», – приводит пример Колгаев. Тимаховский отмечает: совместная работа с ситуационным центром ЦОДДа позволила повысить скорость реагирования – порядок наводится в течение получаса.
Колгаев занимается и веломаршрутом «Зеленое кольцо». «Мы продумали, как сделать 120-километровый маршрут с разметками, навигацией, указателями, чтобы люди использовали его и для велопрогулок, и для транспортных задач», – объясняет он. Колгаев признается: трудностей много. Например, надо спроектировать велосипедные трассы так, чтобы на маршруте было минимум стресс-зон. Другая задача – физическая реализация проекта: трассировка маршрута, нанесение разметки. «Например, нанесением разметки занимаются наши коллеги из ГБУ «Автомобильные дороги» из комплекса ЖКХ. Далее мы уже с коллегами следим, чтобы все было реализовано согласно проекту организации дорожного движения, ставим знаки, указатели, стелы. Объем колоссальный, конечно», – перечисляет задачи Колгаев.
В подчинении у Колгаева 175 человек разных возрастов. «Сначала было психологически сложно руководить новыми людьми, которые ко всему прочему старше меня, – признается он. – Но этот период мы прошли без потерь, все нашли общий язык». Для этого понадобилось найти подход к ключевым игрокам, поясняет Колгаев. В свободное время он катается на сноуборде и велосипеде, играет в футбол, слушает музыку и поет в караоке. Помимо «Зеленого кольца» в его рабочих планах – развитие «урбанистических проектов», улучшение работы системы инцидент-менеджмента, позволяющего предотвратить ДТП, качественно новый уровень управления светофорами, улучшение качества мониторинга транспортной инфраструктуры и, как следствие, – повышение пропускной способности и безопасности дорожного движения.-