Регулярные речные электросуда перевезли около 900 000 пассажиров
Город подвел итоги первого года работы этого вида транспортаГод назад в столице были запущены регулярные речные электросуда. За это время они совершили 35 000 рейсов и перевезли около 900 000 пассажиров, рассказал мэр Москвы Сергей Собянин, чьи слова приводит портал mos.ru. «Таким образом, в Москве реализовали инновационный проект мирового уровня», – отметил Собянин.
Сейчас в Москве действует два речных маршрута. Первый, открытый в июне 2023 г., связал Киевский вокзал и причал «Сердце Столицы» рядом с одноименным жилым комплексом на Шелепихинской набережной. В июне 2024 г. его продлили, открыв причалы «Парк “Фили”» и «Береговой», благодаря чему протяженность маршрута выросла с 7 до 12 км, а интервал движения судов сократился с 20 до 10 минут.
В сентябре 2023 г. был открыт второй регулярный речной маршрут – ЗИЛ – Печатники длиной 9 км. На нем работают шесть причалов-остановок. Сейчас общая протяженность речных линий составляет более 20 км, всего установлено 14 причалов, приводятся данные в официальном Telegram-канале департамента транспорта Москвы. Всего для работы на двух маршрутах было закуплено 21 судно, писал портал mos.ru. Благодаря запуску электросудов 1,5 млн жителей столицы получили удобный и доступный транспорт рядом с домом, отметил руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, чьи слова приводит официальный Telegram-канал департамента.
К 2030 г. количество маршрутов планируют увеличить до семи. В планах правительства Москвы довести число единиц речного электротранспорта до 60 экологичных судов, а количество причалов – до 67. Ожидается, что регулярным речным транспортом будут пользоваться около 24 000 пассажиров в сутки.
Сейчас речная отрасль в Москве стоит на пороге возрождения, отмечает в разговоре с «Ведомости. Городом» директор Научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения Российского университета транспорта Владимир Якунчиков. «В 1930-х гг. водные артерии были такими же дорогами, как и дороги общего пользования. Перевозка пассажиров по воде была одним из краеугольных камней московского городского пассажирского транспорта», – напоминает он. Пока перевозка 900 000 человек в год может показаться не очень впечатляющей цифрой по сравнению с тем, что транспорт столицы ежесуточно перевозит от 10 млн до 20 млн человек, если брать в расчет пассажиров Большой Москвы и Подмосковья, отмечает эксперт. «Но это только начало – стоит вспомнить китайскую пословицу, что “дорога в тысячу ли начинается с первого шага”», – говорит Якунчиков.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин в беседе с «Ведомости. Городом» называет запуск регулярных речных электросудов «интересным и очень симпатичным экспериментом, который вполне успешен». Но перевозки речным транспортом, даже самым высокотехнологичным, – это нишевый сегмент городской транспортной системы, констатирует он. Эксперт поясняет: сейчас основной контингент речных электросудов – жители застроек, прилегающих к терминалам речного транспорта, и те, для кого не критична потеря скорости транспорта, потому что швартование судна по технологическим причинам занимает больше времени, чем остановка трамвая. По его мнению, речной транспорт останется нишевым и не повлияет существенно на разгрузку московского метро в час пик или столичных пробок. «Но то, что Москва перешла к нишевым проектам, – позитивное движение. Хорошо, что она может себе позволить удовлетворить потребность определенного сегмента москвичей», – считает Блинкин.
Увеличение количества причалов до 67 может способствовать кратному увеличению количества пассажиров, уверен Якунчиков. К тому же сейчас достаточно мало подвижного состава, продолжает он. «Нужно 240 или, еще лучше, 2400 единиц. Тогда интервал движения составит 5–10 минут, очередей на причалах не будет и речной транспорт станет пользоваться популярностью», – отмечает эксперт. Если перевозки станут массовыми, то их стоимость начнет стремиться к стоимости перевозок другим общественным транспортом и это привлечет большие потоки людей, добавляет Якунчиков. Москва – такой большой город, что перемещение даже 10% пассажиров на воду даст хороший эффект, считает он.
Основной сложностью для развития столичного речного транспорта эксперты считают возможности отечественного судостроения и наличие необходимой для обслуживания электросудов инфраструктуры. «Город готов к запуску семи маршрутов: столица может покупать суда, организовывать перевозку. Но это целиком зависит от возможностей отечественного судостроения», – говорит Блинкин. Якунчиков отмечает, что обслуживание электросудов требует определенной инфраструктуры: например, ремонтно-эксплуатационной базы флота, слипов (подъемно-спусковых сооружений), на которые нужно поднимать суда для осмотра. «Нужен квалифицированный персонал, но в Москве есть учебные заведения, которые готовят персонал для таких судов», – констатирует он.
Электрические суда Москвы помогают снижать негативное влияние на окружающую среду, отмечал Максим Ликсутов. Подобные суда действительно выигрывают у кораблей, работающих на двигателе внутреннего сгорания, и способствуют сохранению экологии реки, отмечает эколог, член научного совета «Экология Москвы» Илья Рыбальченко. «Судно на двигателе внутреннего сгорания издает сильный шум – это может сильно тревожить речных обитателей. Электромотор в 4–5 раз тише», – поясняет он. Кроме того, разливающееся масло и капли топлива обычных кораблей растекаются по воде тонкой пленкой и не дают дышать рыбе, продолжает эколог. «Этой проблемы у электротранспорта нет», – отмечает он. Вдобавок гипотетически любое судно может пойти ко дну, и если обычный корабль утонет в городе, это приведет к катастрофе – масло и горючее разольются по реке, поясняет Рыбальченко. «Из электроаккумулятора просто ничего не успеет вытечь, пока электросудно будут поднимать со дна реки», – заключает он.