Читайте также
6 новинок нон-фикшн: набоковская Лолита в Тегеране, преступления на почве страсти и битва, решившая судьбу Европы
На поезде, автобусе или машине. Как добраться в Крым в 2022 г.
Во дворце, парке или на заводе. 5 нескучных офисных площадок Москвы

«Когда начнут открываться форты, будет аншлаг». Ксения Шойгу — о развитии Кронштадта

За 2 года музейно-исторический парк посетили более 3 млн человек
Личный архив
Личный архив

Третья очередь парка «Остров фортов» в Кронштадте откроется 31 июля 2022 г. — в День Военно-морского флота. Руководитель проекта Ксения Шойгу рассказала в интервью «Ведомости. Городу», что появится на территории комплекса, за какими впечатлениями туда едут туристы и как удалось перевезти на остров первую советскую атомную подводную лодку.

— В мае исполнилось три года проекту «Остров фортов»(*). Что удалось сделать за этот период? И что оказалось самым сложным на этом пути?

— За три года мы успешно прошли путь от концепции проекта до стройплощадки и уже действующих объектов, несмотря на пандемию и сложную экономическую обстановку. Проект создавался с нуля. Когда мы приехали на территорию, не было понимания даже базовых параметров: какие потребуются мощности инженерных сетей, сколько дорог нужно построить или реконструировать. Какими объектами наполнить кластер для комфорта туристов и в каком объеме предстоит проводить археологические и прочие предварительные работы.

С 2019 г. нам удалось сформировать границы кластера, провести межевание, поставить объект на кадастровый учет, разработать и утвердить на уровне города проект планировки территории. Нашли инвесторов и спонсоров, организовали государственное финансирование для решения социальных и инфраструктурных задач, которые не получилось бы осуществить за счет частного капитала. Мы выстроили модель, в которой каждый объект имеет свою экономическую или социальную целесообразность. Также были опрошены сами кронштадтцы и жители других районов Петербурга о том, что они ждут от Кронштадта и что им необходимо. 

На сегодняшний день проект уже полностью собран в части документов. Финансово он «сверстан» на 95%. Еще 5% от общего объема инвестиций нам предстоит найти. В 2020 г. мы вышли на этап строительно-монтажных работ и в рекордные сроки – за три месяца – открыли первую очередь музейно-исторического парка. Это центральное общественное пространство кластера, где можно познакомиться с историей флота. На территории есть большие детские площадки и условия для того, чтобы с комфортом прогуляться, порелаксировать у воды, заняться спортом или перекусить.

Начались восстановительные работы на фортах, их результаты уже видно. Вовсю идет строительство Музея военно-морской славы с конгрессно-выставочным комплексом. Здание готово на 50%. Завершились работы по восстановлению легкого корпуса и подготовке к транспортировке и музеефикации первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Она станет главным экспонатом музея, который мы откроем уже в следующем году. Сейчас даже стало немного грустно от того, что большой объем работ позади.

– Растет ли количество посетителей, приезжающих в Кронштадт?

– В 2019 г.  остров посетили 1,7 млн экскурсантов, в ковидный 2020 г. – 1 млн человек. По предварительным оценкам районной администрации, в 2021 г. экскурсионный поток стал восстанавливаться. Кронштадт принял порядка 1,35 млн гостей.

В парке мы видим бум посещаемости. В будни в сезон это где-то 7000-11 000 человек в день. Если проходят событийные мероприятия или просто выходные и хорошая погода, количество посетителей может достигать 25 000 человек. 

В прошлом году мы впервые за 10 лет восстановили регулярное водное сообщение с Кронштадтом. В 2021 г. привезли в парк на метеорах порядка 23 000 человек. За первую половину навигации в Кронштадт в 2022 г. мы уже превысили прошлогодний показатель. По прогнозам партнерской судоходной компании, за весь сезон в парк прибудут по воде не менее 45 000 человек. 

Сбылась моя мечта: ко Дню ВМФ-2022 мы построили для посетителей большой фуд-корт. Потому что мороженое, кукуруза, кофе и прохладительные напитки – это, конечно, хорошо. Но надо предложить еду посерьезнее. С учетом большого количества туристов с детьми у нас будет еще специальное детское меню.

Личный архив
Личный архив
– Улететь в отпуск за рубеж становится проблематично, многие предпочитают сейчас отдыхать в России. Какой интерес к острову прогнозируете этим летом?

– Уверена, что мы поставим очередной рекорд посещаемости. А в следующем году, когда откроем Музей военно-морской славы, количество гостей вырастет до 2 млн и, может, даже больше. Настоящий аншлаг будет в 2025-2026 гг., когда начнут открываться форты. 

– Это не первый проект возрождения Кронштадта. Как вы думаете, почему раньше не получалось, а сейчас пошел процесс?

– Все-таки это не были комплексные проекты развития. И они ориентировались в основном на один источник финансирования — частный или государственный. Например, предыдущий проект был больше сконцентрирован на образовательном кластере. Тогда был запрошен нереальный объем государственного финансирования, что фактически поставило крест на проекте. 

«Остров фортов» построен на SMART-подходе, на партнерстве государства, меценатов и инвесторов, на балансе интересов и диверсифицированной модели финансирования. Поэтому он оказался жизнеспособен. И, конечно, благодаря упорству команды. Мы разработали проект, который отвечал ожиданиям и федеральных органов власти, и города Санкт-Петербург, и потому был поддержан.

– Вы вдохновлялись какими-то аналогичными проектами за рубежом?

– Если говорить про форты, то мы смотрели опыт Франции, где расположен форт «Боярд», а также наших арабских коллег: у них тоже есть интересные форты, некоторые из которых музеефицированы. Но основным вдохновителем явился сам Кронштадт и в целом Санкт-Петербург. Мы хотели, чтобы кластер стал гармоничной частью города, вписался в его историческую среду, отвечал петербургскому и кронштадтскому архитектурному коду.

Остров Котлин очень красив и выигрышно расположен. В некотором роде это второй Крестовский. Но у него есть «ахиллесова пята» — транспортная доступность. Мы провели большую работу совместно с федеральными властями, по итогам которой Минстрой России принял решение строить развязку комплекса защитных сооружений и Кронштадтского шоссе — на въезде-выезде из города. Это решит проблему бутылочного горлышка. Власти Санкт-Петербурга взяли на себя обязательства расширить внутригородскую улично-дорожную сеть. Так что можно надеяться на то, что в ближайшие пару лет в Кронштадте будет свободное автомобильное движение, как минимум до 2030 г.

– Сейчас туристы в основном посещают остров на несколько часов?

– Да, потому что в Кронштадте не хватает гостиниц, пригодных для приема туристов. В строгом смысле слова «туристов» на Котлине тоже нет – одни экскурсанты. У нас в кластере появится два объекта уровня четыре звезды – семейная гостиница с большой спа-зоной, всевозможными площадками и развлечениями, и три звезды – для желающих не столько проводить время на территории отеля, сколько посмотреть окрестности и музеи Кронштадта. Встал с утра, позавтракал, сходил в музеи, поехал на форт, погулял по центру и вернулся обратно. Вкусно поужинал и – спать в комфортных условиях.

– Кто сейчас едет в Кронштадт? И каких посетителей вы особенно хотите привлечь?

– Мы ждем абсолютно всех – активных и интересующихся людей, пары, туристические группы, школьников. Я бы лично хотела привлечь как можно больше ценителей истории, семьи с детьми и, конечно, спортсменов, потому что у нас будет хорошая набережная с дорожками для бега и велотренировок.

Сейчас порядка 60% посетителей парка приезжают из северо-западных регионов страны, около 20-25% – из Москвы и Центральной России. Остальные – это гости с Дальнего Востока или из Южного федерального округа, которые посещают Петербург и заодно заезжают посмотреть Кронштадт. В среднем такой тур на Котлин сейчас занимает 4-4,5 часа.

Личный архив
Личный архив
– Есть ли желание привлечь именно московских туристов? И чем их можете заинтересовать?

– Думаю, для московских туристов Кронштадт особенно интересен, потому что в Москве морских фортов нет. Кроме того, у нас будет по-петербургски вкусно. Плюс хорошая инфраструктура внутри парка и много мероприятий выходного дня. Москвичи любят повеселиться и послушать музыку: у нас этого достаточно.

– Какие объекты и услуги на острове сейчас пользуются наибольшей популярностью?

– В первую очередь, музейно-исторический парк. Огромный интерес вызывают форты. Пока их нельзя посетить, но можно посмотреть с воды на экскурсиях. Тем более, что погода в Кронштадте в этом сезоне радует: здесь больше солнца и даже теплее, чем в «материковом» Петербурге.

Кроме того, у нас работает «Лагерь настоящих героев» — учебно-тренировочный комплекс для подростков, находящийся в исторической локации. В лагере можно отдохнуть, набраться полезных знаний и навыков, например, изучить основы радиосвязи и оказание первой медицинской помощи. Еще там есть спортивная часть – маленькая трасса «Гонки Героев», военно-тактические игры. Дети живут в куполах Фуллера – своего рода современных палатках. В этом есть некий элемент романтики, который так привлекает в юности.

– Вы упомянули форт «Боярд», которым многим известен по одноименной телепередаче. Есть ли планы что-то похожее делать, проводить съемки на «Острове фортов»?

– Разумеется. В кластере есть форт «Император Александр I». В народе его еще называют «Чумной». Он больше, чем форт «Боярд», и старше. Мы уже общаемся с несколькими телевизионными каналами, которые заинтересованы в использовании локации для съемок. Это бывшая чумная лаборатория, где антураж и непередаваемая атмосфера – самое место для того, чтобы снимать шоу.

– По поводу подводной лодки «Ленинский комсомол». Как возникла мысль сделать ее главным экспонатом? Какие сложности возникли с ее перемещением в здание музея?

– К-3 «Ленинский комсомол» называют Моной Лизой атомного подводного флота. Конечно, нам хотелось разместить такую  реликвию в кластере.

Операция по ее перемещению в здание Музея военно-морской славы достойна книги рекордов Гиннеса. Потому что никто и никогда не поднимал лодку массой почти 2500 т и не перетаскивал ее внутрь здания.  Длина К-3 – почти 107 метров. Она по-настоящему огромна, это надо просто увидеть. Лодка больше 30 лет стояла на приколе, ее хотели пустить на металлолом. А моряки все время добивались, чтобы этого не произошло. Вместе с военно-морским флотом (ВМФ) и «Объединенной судостроительной корпорацией» (АО «ОСК») нам удалось спасти легендарный корабль от «распила на иголки» и определить его на роль главного экспоната в Музее военно-морской славы.

Личный архив
Личный архив

Мы создаем кластер не только для туристов и жителей Кронштадта, но и для военнослужащих, для моряков. Это их место силы, место славы и памяти. Когда мы узнали, что лодку потенциально можно передислоцировать в Кронштадт, начали изучать этот вопрос. Транспортировкой лодки по Беломорканалу занимались девять организаций, это большая кооперация. Сложность работы заключалась в том, что плавдок, в котором перемещалась К-3, был ненамного длиннее самой лодки, а в некоторых шлюзах от стенок до бортов плавдока оставалось по 10 см с каждой стороны. Движение требовало ювелирной точности.

Сейчас К-3 находится у Зимней пристани, ее транспортировка в здание музея начнется в ближайшие недели. Полгода мы прорабатывали различные варианты, как это сделать. Среди идей в том числе была вырыть специальный канал и вытащить лодку на берег волоком. В итоге остановились на самом экологически безопасном и быстром варианте — отвести К-3 с помощью понтонов к Выборгу, где есть необходимые глубины, чтобы подвести под нее погружную баржу. На этой барже довезти лодку до причала в Кронштадте, выгрузить, а потом перевезти по суше до музея на самоходных осях через улицы Кронштадта. Пока держим кулаки, но, кажется, нам сопутствует удача в этом проекте.

– Проект «Остров фортов» выставлялся на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Как вы оцениваете результаты участия в форуме, что удалось?

– Оцениваю на пятерку. Провели много рабочих встреч, подписали 5 соглашений. С Минпромторгом России и ООО «Нева Тревел» — о развитии водного сообщения с Кронштадтом. С Ростуризмом и Комитетом по развитию туризма — о реализации туристского потенциала города. Разумеется, по мере расширения инфраструктуры для приема туристов и модернизации дорожной сети. Туризм в Кронштадте должен быть цивилизованным. С изданием «Ведомости» договорились об информационном партнерстве, с «Корпорацией морского приборостроения» — о сотрудничестве в создании экспозиции Музея военно-морской славы. Наконец, с «ГК «Алькор» подписали соглашение о строительстве объектов социальной и туристской инфраструктуры кластера — переходим к реализации договоренностей, достигнутых год назад.

- Какой объект в Кронштадте любимый лично для вас?

- Я очень люблю форт «Кроншлот», потому что он самый старый. Там есть уютная мансарда, на которой потом, я надеюсь, будет маленький кинотеатр. Можно будет смотреть старое черно-белое кино. При этом ты на форте постройки Петра I и понимаешь, что прошло много времени, остались следы от многих эпох.

- Как удается совмещать работу с крупным проектом и семью?

- Сложно, конечно, но у меня понимающая семья. С мужем стараемся совмещать графики и планировать рабочие поездки вместе. Хотя дочь по мне скучает. Скоро она начнет ходить и, думаю, будет тем самым маленьким посетителем детской площадки в парке. Думаю, она скоро начнет понимать, что мама занимается важным делом — сохраняет историю, а не просто в офисе сидит. 

- Как вообще решились взвалить на себя такой огромный проект?

- Мне не пришлось раздумывать. Потому что в жизни надо делать то, чем будешь гордиться, что потом вспомнишь. Я точно знаю: когда проект будет завершен, я буду понимать, что не зря живу. Есть маленькая лепта, которую я внесла в историческое и культурное развитие города и страны.

* Проект «Остров фортов» реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Он нацелен на развитие Кронштадта в качестве города-музея. На территории более 100 га, прилегающих к Каботажной гавани, строится новый городской кластер с благоустроенной набережной, музейно-парковым комплексом, социальными, научными и образовательными объектами. 

Самое популярное
Городская недвижимость
Метр за метром: с января в Москве возвели почти 9 млн «квадратов» недвижимости
С начала года в столице построили 135 новых жилых домов
Свободное время
Дай лыжню! В Москве подготовят 35 трасс с искусственным снегом
Там обустроят раздевалки, пункты проката и горячего питания
Наш город
Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспорт
Наш город
Почта Деда Мороза и выставка ко Дню матери – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи