Дарья Марку, Александр Лошманов: «Развитие технологий сегодня – это залог успешного завтра»

Топ-менеджеры «Трансмашхолдинга» рассказали «Ведомости. Москва – 2030» о планах по улучшению подвижного состава для Центрального транспортного узла
Генеральный директор компании «ТМХ городской транспорт» Дарья Марку и заместитель генерального директора ТМХ Александр Лошманов
Генеральный директор компании «ТМХ городской транспорт» Дарья Марку и заместитель генерального директора ТМХ Александр Лошманов /Пресс-служба компании

Московский метрополитен в год перевозит больше людей, чем любое другое транспортное предприятие страны. За прошедшее десятилетие число станций рельсового каркаса увеличилось более чем вдвое. Появились новые логистические проекты в области городского транспорта: связка метро, МЦК (открыто в 2016 г.) и МЦД (первые два диаметра запущены в 2019 г., МЦД-3 и МЦД-4 – в 2023 г.). В прошлом году к ним присоединилась новая крупнейшая линия – БКЛ. Один из главных итогов для людей, о котором говорят городские власти, – сокращение времени поездки через мегаполис. К примеру, открытие БКЛ привело к средней экономии времени пассажира до 35–45 минут в день, говорил мэр Сергей Собянин. 

Все это требует постоянного обеспечения со стороны не только градостроительного комплекса, но и промышленности. Главный поставщик Московского метрополитена – «Трансмашхолдинг» (ТМХ), который с 2010 г. направил городу более 4500 новых вагонов, обновив его парк почти в 6 раз. Для «обеспечения 100%-ного исполнения обязательств по срокам поставки» поездов столичного транспортного узла используются комплектующие только из дружественных стран, заявил в интервью «Ведомости. Москва – 2030» заместитель генерального директора ТМХ Александр Лошманов. А генеральный директор компании «ТМХ городской транспорт» Дарья Марку рассказала о новых разработках, в том числе о «поезде с уникальным дизайном, повышенным комфортом для пассажиров и беспрецедентной мультимедийной средой». 

– ТМХ разрабатывает и поставляет вагоны для метрополитена в России и зарубежных странах. Насколько значимым для бизнеса компании является сотрудничество с Москвой?

Дарья Марку: ТМХ действительно разрабатывает и поставляет вагоны для метрополитенов в России и за рубеж, и для нас важно и ценно сотрудничество с каждым заказчиком, потому что каждый метрополитен уникален и это позволяет совершенствовать наши компетенции и непрерывно улучшать качество продукции. Но, безусловно, Московский метрополитен является для нас особенным клиентом. Первые поезда метро к открытию Московского метрополитена в 1935 г. были поставлены с Мытищинского машиностроительного завода (сейчас это АО «Метровагонмаш», входит в ТМХ. – «Ведомости. Москва – 2030»). И с тех пор сотрудничество со столичным метро не прекращалось. 

Переоценить значимость метро Москвы для нас как производителя вагонов метро сложно. Ведь сегодня Московский метрополитен – один из самых больших и популярных в мире, там эксплуатируется немногим меньше 7000 вагонов, уже 75% из которых относятся к современному поколению. Кроме того, московское метро еще и одно из самых современных и прогрессивных, поэтому предъявляет соответствующие требования к подвижному составу. Вот и получается, что для ТМХ это многолетний стратегический партнер, который дает возможность внедрять передовые инновационные технические решения.

– Сколько вагонов компания планирует поставить Московскому метрополитену по итогам 2024 г.? Какая динамика?

Д. М.: Всего за текущий год ТМХ планирует поставить порядка 288 вагонов в Московский метрополитен. Такая динамика соответствует темпам производства вагонов для столичного метро, взятым в предыдущие годы, и мы планируем продолжить поставки такими же темпами. Метро Москвы активно развивается, строит новые линии и станции, а также обновляет подвижной состав: с 2010 г. ТМХ поставил более 4500 вагонов. И мы с удовольствием продолжаем сотрудничество и обеспечиваем главного столичного перевозчика и его пассажиров современным комфортным транспортом.

– В марте этого года на Замоскворецкую линию московского метро вышел новый поезд серии «Москва-2024». Ведется ли работа над следующей серией поездов?

Д. М.: «Москва-2024» – это флагманский поезд метро в линейке ТМХ. Он сочетает в себе строгий дизайн и передовые технологии. Но ТМХ не останавливается на достигнутом. Работа над новыми поездами метро – это непрерывный и непрекращающийся процесс. Официально работа над новым проектом была запущена в 2023 г., но даже эта дата весьма условна, поскольку разработки велись и до официального запуска проекта. Это будет абсолютно новый поезд с уникальным дизайном, повышенным комфортом для пассажиров и беспрецедентной мультимедийной средой. Как и во всех последних поездах, в сотрудничестве с департаментом транспорта Москвы мы будем учитывать пожелания как пассажиров, так и машинистов: наша задача – сделать для них максимально комфортный и современный состав.

– Доработка вагонов – это реакция на запрос потребителей или заказчика? Как вы понимаете, что что-то пора менять?

Д. М.: Непрерывное совершенствование вагонов – это процесс, напрямую связанный с техническим прогрессом. Наука и техника не стоят на месте: создаются новые материалы, появляются новые технологические решения. Все мы – и потребители, и заказчики – живем в мире технологий и ожидаем от всего, что нас окружает, и транспорта в том числе, адаптации новых технологий для повседневной жизни. Это естественный процесс, он касается и вагонов метро. Как только появляется новое технологическое решение – материал, информационное сопровождение, гаджет, – оно адаптируется и внедряется на вагон метро. 

В ТМХ уверены, что развитие технологий сегодня – это залог успешного завтрашнего дня. Конкурентоспособный продукт можно выпустить, только развивая и внедряя передовые технологии. Для этого в рамках ТМХ организуются программы НИОКР, направленные на развитие и внедрение инноваций, привлекаются идеи актуальных технологических решений от российских стартапов.

Кстати, многие идеи для улучшений нам подсказывают пассажиры, которые пользуются вагонами метро ежедневно, а также сотрудники метрополитена и машинисты.

– Поставки каких вагонов метро сейчас в приоритете? Какая доля приходится на новую модификацию «Москва-2024»?

Д. М.: Мы не расставляем приоритетов ни по заказчикам, ни по вагонам метро: каждая серия выпускаемого поезда определяет потребности конкретного метрополитена. Выпуск поезда запланирован и производится в соответствии со взятыми на себя контрактными обязательствами. Что касается вагона метро «Москва-2024», на сегодняшний момент выпущено 18 составов и процесс не останавливается. Если рассматривать Московский метрополитен, то для него сейчас поставляются составы только самой новой серии – «Москва-2024», последний состав «Москва-2020» мы передали в метро к концу прошлого года. За счет поставок новых составов наш главный заказчик – Московский метрополитен на 100% обновил в прошлом году весь парк Калужско-Рижской линии, а в этом году начал масштабную программу обновления на Замоскворецкой линии. 

– Сколько и каких электропоездов для МЦД планирует поставить компания Москве в 2024 г.?

Александр Лошманов: ТМХ уделяет особое внимание развитию своего продуктового портфеля для крупных мегаполисов и агломераций, в том числе для Москвы и Московской области. Одним из ключевых проектов, реализованных ТМХ в последние годы, стала платформа электропоездов «Иволга» для организации движения на МЦД. 

В текущем году ТМХ планирует к поставке более 20 составов новых электропоездов «Иволга 4.0». Помимо «Иволги 4.0» ТМХ активно производит и поставляет для Московского транспортного узла современные пригородные электропоезда ЭП2Д и ЭП2ДМ. В этом году мы планируем передать Центральной ППК 20 составов (220 вагонов). 

– Власти Москвы рассматривают возможность продления МЦД до соседних областей (Тулы, Калуги, Твери). Ведутся ли с компанией переговоры по обеспечению такого проекта электропоездами?

А. Л.: ТМХ всегда старается опережать запросы наших заказчиков и заранее прорабатывает возможные варианты развития подвижного состава в части технической оснащенности и повышения уровня комфорта для пассажиров. Поэтому мы готовы не только к проработке требований к поездам для проекта развития и продления МЦД, но и к скорейшей реализации новых продуктов для Центрального транспортного узла.

Безусловно, говоря о развитии подвижного состава для сообщения с регионами, важно учитывать особенности инфраструктуры и пассажиропотока и предлагать оптимальные варианты для обеспечения потребностей и перевозчика, и пассажиров. Поэтому при проработке проекта по продлению МЦД в соседние области мы однозначно должны делать упор на развитие линейки низкопольных поездов или поездов с комбинированным выходом – без дополнительных ступенек; а также поездов с двойным типом питания – например, постоянный ток и автономная тяга для обеспечения движения на маршрутах с частично неэлектрифицированными участками.

– Есть ли трудности с комплектующими и технологиями? Откуда в основном закупаете недостающие в России детали?

А. Л.: ТМХ определил технологический суверенитет как стратегическую задачу еще более 10 лет назад. Мы понимаем, что главная цель – не копирование иностранных разработок, а создание уникального продукта и этот процесс будет эффективным только тогда, когда мы будем создавать собственные конкурентные технологии. Вся выпускаемая техника представляет собой разработки ТМХ, лицензионные продукты в портфеле отсутствуют. В работе с поставщиками ТМХ также многие годы ориентируется на развитие отечественной компонентной базы. Поэтому говорить о каких-либо трудностях при производстве нашего подвижного состава не приходится. 

Частично при сборке поездов – с целью поддержания такта производства и обеспечения 100%-ного исполнения обязательств по срокам поставки – мы применяем комплектующие из дружественных стран. Так, например, при производстве «Иволги» используются гидродемпферы (один из элементов ходовой части поезда), которые изготавливаются в Белоруссии. 

– Какой уровень импортозамещения производства в компании?

А. Л.: 97% комплектующих для «Иволги» выпускаются в России. В производственной цепочке занято более 600 предприятий и почти 50 000 человек по всей стране. В числе городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Нижний Новгород, Пенза и др.

Самое популярное
Наш город / Галерея
Москву впервые в этом году засыпало снегом
По словам синоптиков, он растает через несколько дней
Наш город
Масштабные планы: в Москве построят 16 путепроводов через ж/д пути
Собянин рассказал, как улучшится железнодорожная инфраструктура столицы
Наш город
В Москве появился «Дальневосточный экспресс» и новый саймири – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Система работает: какие льготы для предпринимателей и НКО действуют в Москве
Собянин рассказал о доступной аренде городских помещений
Наш город
Мы это восстановим: выставка «ПРОреставрацию» откроется в Москве 28 ноября
Участники мероприятия узнают об архитектурных методиках и технологиях со всего мира
Свободное время
Реконструкция и мастер-классы: чем удивит «Москино» в День народного единства
В кинопарке 3–4 ноября запланировано более 60 мероприятий
Наш город
Город будущего: как за 25 лет изменилась Москва
Российская столица стала одним из самых комфортных мегаполисов в мире для работы и отдыха
Культурный город
Куда пойти в выходные 3–4 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зеленый маршрут: как преобразились рекреационные зоны на юге Москвы
Продолжается благоустройство общественных пространств вдоль реки Городни
Культурный город / Галерея
«Передвижники»: масштабный художественный проект стартовал в Третьяковке
Экспозиция разместилась в новом здании галереи на Кадашевской набережной
Горожане / Интервью
«Все прекрасно, но при этом все замерзло»
Звезда «Эпидемии» – о несостоявшейся судьбе металлурга, переулках Москвы и любимых ролях
Наш город
Зеленый город: как в столице работают программы по улучшению экологии
Более 10 лет назад Москва взяла курс на снижение негативного воздействия на окружающую среду
Наш город
Старое по-новому: в Москве продолжается обновление бывших промзон
Собянин рассказал о реорганизации промышленных площадок Воронцово и «Силикатные улицы»
Наш город
Раздельный сбор: как работают «Экоточки Москвы»
Новый проект объединил усилия властей и предпринимателей в утилизации вторсырья
Наш город
Конструктор маршрутов: как Russpass меняет туризм в Москве и России
За четыре года работы сервис вырос из локального проекта в национальную цифровую экосистему