Дарья Марку, Александр Лошманов: «Развитие технологий сегодня – это залог успешного завтра»
Топ-менеджеры «Трансмашхолдинга» рассказали «Ведомости. Москва – 2030» о планах по улучшению подвижного состава для Центрального транспортного узлаМосковский метрополитен в год перевозит больше людей, чем любое другое транспортное предприятие страны. За прошедшее десятилетие число станций рельсового каркаса увеличилось более чем вдвое. Появились новые логистические проекты в области городского транспорта: связка метро, МЦК (открыто в 2016 г.) и МЦД (первые два диаметра запущены в 2019 г., МЦД-3 и МЦД-4 – в 2023 г.). В прошлом году к ним присоединилась новая крупнейшая линия – БКЛ. Один из главных итогов для людей, о котором говорят городские власти, – сокращение времени поездки через мегаполис. К примеру, открытие БКЛ привело к средней экономии времени пассажира до 35–45 минут в день, говорил мэр Сергей Собянин.
Все это требует постоянного обеспечения со стороны не только градостроительного комплекса, но и промышленности. Главный поставщик Московского метрополитена – «Трансмашхолдинг» (ТМХ), который с 2010 г. направил городу более 4500 новых вагонов, обновив его парк почти в 6 раз. Для «обеспечения 100%-ного исполнения обязательств по срокам поставки» поездов столичного транспортного узла используются комплектующие только из дружественных стран, заявил в интервью «Ведомости. Москва – 2030» заместитель генерального директора ТМХ Александр Лошманов. А генеральный директор компании «ТМХ городской транспорт» Дарья Марку рассказала о новых разработках, в том числе о «поезде с уникальным дизайном, повышенным комфортом для пассажиров и беспрецедентной мультимедийной средой».
Дарья Марку: ТМХ действительно разрабатывает и поставляет вагоны для метрополитенов в России и за рубеж, и для нас важно и ценно сотрудничество с каждым заказчиком, потому что каждый метрополитен уникален и это позволяет совершенствовать наши компетенции и непрерывно улучшать качество продукции. Но, безусловно, Московский метрополитен является для нас особенным клиентом. Первые поезда метро к открытию Московского метрополитена в 1935 г. были поставлены с Мытищинского машиностроительного завода (сейчас это АО «Метровагонмаш», входит в ТМХ. – «Ведомости. Москва – 2030»). И с тех пор сотрудничество со столичным метро не прекращалось.
Переоценить значимость метро Москвы для нас как производителя вагонов метро сложно. Ведь сегодня Московский метрополитен – один из самых больших и популярных в мире, там эксплуатируется немногим меньше 7000 вагонов, уже 75% из которых относятся к современному поколению. Кроме того, московское метро еще и одно из самых современных и прогрессивных, поэтому предъявляет соответствующие требования к подвижному составу. Вот и получается, что для ТМХ это многолетний стратегический партнер, который дает возможность внедрять передовые инновационные технические решения.
Д. М.: Всего за текущий год ТМХ планирует поставить порядка 288 вагонов в Московский метрополитен. Такая динамика соответствует темпам производства вагонов для столичного метро, взятым в предыдущие годы, и мы планируем продолжить поставки такими же темпами. Метро Москвы активно развивается, строит новые линии и станции, а также обновляет подвижной состав: с 2010 г. ТМХ поставил более 4500 вагонов. И мы с удовольствием продолжаем сотрудничество и обеспечиваем главного столичного перевозчика и его пассажиров современным комфортным транспортом.
Д. М.: «Москва-2024» – это флагманский поезд метро в линейке ТМХ. Он сочетает в себе строгий дизайн и передовые технологии. Но ТМХ не останавливается на достигнутом. Работа над новыми поездами метро – это непрерывный и непрекращающийся процесс. Официально работа над новым проектом была запущена в 2023 г., но даже эта дата весьма условна, поскольку разработки велись и до официального запуска проекта. Это будет абсолютно новый поезд с уникальным дизайном, повышенным комфортом для пассажиров и беспрецедентной мультимедийной средой. Как и во всех последних поездах, в сотрудничестве с департаментом транспорта Москвы мы будем учитывать пожелания как пассажиров, так и машинистов: наша задача – сделать для них максимально комфортный и современный состав.
Д. М.: Непрерывное совершенствование вагонов – это процесс, напрямую связанный с техническим прогрессом. Наука и техника не стоят на месте: создаются новые материалы, появляются новые технологические решения. Все мы – и потребители, и заказчики – живем в мире технологий и ожидаем от всего, что нас окружает, и транспорта в том числе, адаптации новых технологий для повседневной жизни. Это естественный процесс, он касается и вагонов метро. Как только появляется новое технологическое решение – материал, информационное сопровождение, гаджет, – оно адаптируется и внедряется на вагон метро.
В ТМХ уверены, что развитие технологий сегодня – это залог успешного завтрашнего дня. Конкурентоспособный продукт можно выпустить, только развивая и внедряя передовые технологии. Для этого в рамках ТМХ организуются программы НИОКР, направленные на развитие и внедрение инноваций, привлекаются идеи актуальных технологических решений от российских стартапов.
Кстати, многие идеи для улучшений нам подсказывают пассажиры, которые пользуются вагонами метро ежедневно, а также сотрудники метрополитена и машинисты.
Д. М.: Мы не расставляем приоритетов ни по заказчикам, ни по вагонам метро: каждая серия выпускаемого поезда определяет потребности конкретного метрополитена. Выпуск поезда запланирован и производится в соответствии со взятыми на себя контрактными обязательствами. Что касается вагона метро «Москва-2024», на сегодняшний момент выпущено 18 составов и процесс не останавливается. Если рассматривать Московский метрополитен, то для него сейчас поставляются составы только самой новой серии – «Москва-2024», последний состав «Москва-2020» мы передали в метро к концу прошлого года. За счет поставок новых составов наш главный заказчик – Московский метрополитен на 100% обновил в прошлом году весь парк Калужско-Рижской линии, а в этом году начал масштабную программу обновления на Замоскворецкой линии.
Александр Лошманов: ТМХ уделяет особое внимание развитию своего продуктового портфеля для крупных мегаполисов и агломераций, в том числе для Москвы и Московской области. Одним из ключевых проектов, реализованных ТМХ в последние годы, стала платформа электропоездов «Иволга» для организации движения на МЦД.
В текущем году ТМХ планирует к поставке более 20 составов новых электропоездов «Иволга 4.0». Помимо «Иволги 4.0» ТМХ активно производит и поставляет для Московского транспортного узла современные пригородные электропоезда ЭП2Д и ЭП2ДМ. В этом году мы планируем передать Центральной ППК 20 составов (220 вагонов).
А. Л.: ТМХ всегда старается опережать запросы наших заказчиков и заранее прорабатывает возможные варианты развития подвижного состава в части технической оснащенности и повышения уровня комфорта для пассажиров. Поэтому мы готовы не только к проработке требований к поездам для проекта развития и продления МЦД, но и к скорейшей реализации новых продуктов для Центрального транспортного узла.
Безусловно, говоря о развитии подвижного состава для сообщения с регионами, важно учитывать особенности инфраструктуры и пассажиропотока и предлагать оптимальные варианты для обеспечения потребностей и перевозчика, и пассажиров. Поэтому при проработке проекта по продлению МЦД в соседние области мы однозначно должны делать упор на развитие линейки низкопольных поездов или поездов с комбинированным выходом – без дополнительных ступенек; а также поездов с двойным типом питания – например, постоянный ток и автономная тяга для обеспечения движения на маршрутах с частично неэлектрифицированными участками.
А. Л.: ТМХ определил технологический суверенитет как стратегическую задачу еще более 10 лет назад. Мы понимаем, что главная цель – не копирование иностранных разработок, а создание уникального продукта и этот процесс будет эффективным только тогда, когда мы будем создавать собственные конкурентные технологии. Вся выпускаемая техника представляет собой разработки ТМХ, лицензионные продукты в портфеле отсутствуют. В работе с поставщиками ТМХ также многие годы ориентируется на развитие отечественной компонентной базы. Поэтому говорить о каких-либо трудностях при производстве нашего подвижного состава не приходится.
Частично при сборке поездов – с целью поддержания такта производства и обеспечения 100%-ного исполнения обязательств по срокам поставки – мы применяем комплектующие из дружественных стран. Так, например, при производстве «Иволги» используются гидродемпферы (один из элементов ходовой части поезда), которые изготавливаются в Белоруссии.
А. Л.: 97% комплектующих для «Иволги» выпускаются в России. В производственной цепочке занято более 600 предприятий и почти 50 000 человек по всей стране. В числе городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Нижний Новгород, Пенза и др.