Не бойтесь мечтать – и у вас все получится. В МХАТе поставили детский спектакль «Пиноккио»
Во время «ковидных каникул» театры в Москве продолжают работу140 лет назад итальянец Карло Коллоди написал сказку о деревянном мальчишке, который мечтал стать человеком. Спустя полсотни лет по мотивам этой истории Алексей Толстой, оторвавшись от своего «Хождения по мукам», создал повесть с похожим сюжетом, но в нем кукла так и остается куклой. С тех пор не одно поколение читателей и зрителей выросло, следя за приключениями длинноносого персонажа в мультфильмах, журналах и кино. В МХАТ им. М.Горького поставили детский спектакль «Пиноккио» под руководством режиссера Арины Мороз. Его премьера прошла 23 октября.
Сопереживай. Думай. Чувствуй
Час или даже два без телефона – вот что означает для современного ребенка поход в театр. В этот редкий промежуток времени актерам, режиссеру и музыкантам предстоит зацепить внимание зрителя, удержать его, дать выдохнуть – и снова увлечь, погрузив в сказку с головой. Арина Мороз в своем «Пиноккио» выстроила фантастический мир. Первое сильное впечатление от спектакля – подсвеченная золотистым сиянием шарманка, внутри которой живут люди и куклы. Знаменитый поворотный круг на сцене МХАТа дает возможность менять картинку, разворачивая декорации. Здесь все вращается, опускается и поднимается; горят фонари, движутся 3D-изображения. Зрители по очереди оказываются то в каморке папы Карло, то в сумеречном лесу, где Пиноккио закапывает монеты, то в подводном царстве у черепахи Тортиллы.
В глубине сцены притаился оркестр (скрипка, флейта, тромбон, виолончель). Каждый музыкант – в сказочном костюме; пожалуй, так могли бы выглядеть лицедеи в средневековом площадном театре. Музыка ведет и подсказывает, заправляет и даже иногда командует всем происходящим на площадке. В звуковое оформление вплетены классические произведения, в том числе – итальянских композиторов: Пуччини, Доницетти, Россини. «Так сложилось, что МХАТ – это не только история взрослых, серьезных спектаклей, но это всегда новое слово в мире детского театра», – сказал, обращаясь к публике перед премьерой, художественный руководитель театра Эдуард Бояков.
«Так было с самого первого детского спектакля, который Станиславский поставил еще в 1908 году – легендарная «Синяя птица» до сих пор идет на нашей сцене, – заявил он. – «Пиноккио» – многослойный и многогранный спектакль, в котором много музыки, оперных арий, красивых костюмов, декораций и смыслов».
Загадки и тайны
Если вдуматься, то ни у Коллоди, ни у Толстого не было ответа на вопросы: что это за волшебный театр, почему он скрыт в каморке папы Карло? Какое отношение к этому имеет Черепаха Тортилла и кто дал ей ключ? Откуда об этом знает Карабас Барабас? Режиссер Арина Мороз пытается на них ответить. Работать над инсценировкой она начала в период локдауна, когда особенно ощущалась необходимость создать спектакль, дающий надежду и радость. «Волшебная» тема для автора не нова: она уже ставила «Сказки Андерсена», которые с успехом прошли в Зале Зарядье. Ее «Пиноккио» – это своеобразный синтез итальянской сказки и русской повести, на основе которых получился отдельный, оригинальный спектакль с яркими костюмами и живой музыкой. Легкий, энергичный и одновременно таинственный.
На поверхности лежит тема приключений деревянного паренька, который готов пожертвовать собой ради счастья близких. Но глубже (это бонус для взрослого зрителя) можно разглядеть другой сюжет – о жизни современного храма Мельпомены. В нем тоже есть авторитарные руководители, пытающиеся удержать на плаву свой коллектив; есть приглашенные звезды и ревнивые к славе старожилы; есть добрые, покладистые ребята – и все они хотят играть в идеальном театре.
Актеры и зрители
Время от времени у девочек и мальчиков, сидящих в зале, персонажи спрашивали совета, включая их в творческий процесс. Со всех сторон доносились взволнованные восклицания ребят, которые то подбадривали главного героя, то пытались сбить с толку Кота Базилио и Лису Алису. Роль Пиноккио исполнил актер Евгений Кананыхин (взрослой публике он знаком по роли Рукинца в «Лавре»). А образ главного злодея, Карабаса Барабаса, воплотил Николай Сахаров. В самом финале представления совершается маленькое чудо: Пиноккио прощает своих врагов и приглашает к себе – ведь кому-то же надо играть роли плохих персонажей.
«Я хочу, чтобы мой ребенок смотрел вот такие сказки! – рассказала Арина Мороз. – Знаете, можно детям написать свод правил, как надо жить в этой жизни. А можно взять, поставить спектакль и эти правила в нем «зашить». «Верь в свои мечты», «прощай своих врагов», «поддерживай друзей». Это просто мой разговор с ребенком о том, что нужно быть верным другом».
Дни с 28 октября по 7 ноября объявлены в Москве нерабочими. Спектакли в МХАТ им. М.Горького продолжат идти по расписанию, но вход возможен будет только по QR-кодам и документам.