«Контакт»: сериал информационной небезопасности
Проблема отцов и детей в социальных сетях — режиссерский дебют Евгения Стычкина9 сентября на видеосервисе PREMIER вышли первые эпизоды нового сериала «Контакт» с Павлом Майковым в главной роли. «Город» посмотрел их накануне.
Сегодня в каждом сериале про наше время есть диалоги, целиком идущие в мессенджерах, с помощью аудиосообщений, «кружков» или даже на уровне обмена лайками. Соцсети уже стали частью повествования, но до сих пор социальная сеть в российском кино еще не была полноценным героем действия.
Если в Голливуде уже размышляли над тем, что нельзя завести 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага, а в Британии тему информационной безопасности исследуют через антиутопичные альманахи, то в России соцсеть «ВКонтакте» со всеми ее благами и опасностями стала главным героем сериала «Контакт».
По сюжету, Глеб Барнашов (Павел Майков) работает в отделе ПДН. Он не церемонится с подростками и решает вопросы твердой рукой, порой даже радикально. Но самым трудным подростком для него становится собственная дочь Юля (дебютантка Ирина Паутова). Она ему дерзит, устраивает дома погром и скрывается от него в онлайне, не добавляя отца в друзья. Тогда Барнашов решает действовать по-своему: он отмазывает на работе одного подростка от колонии, а взамен просит подружиться во «ВКонтакте» с Юлей и дать полицейскому доступ к странице в соцсети, чтобы он смог хоть как-то присматривать за дочкой.
Сериал PREMIER и ТНТ с завидной плотностью наполняет первые серии самыми разными событиями, связанными с угрозами сети: тут и даркнет, и кибербуллинг, и фейковые благотворительные сборы, и электронное мошенничество. Создатели сериала позиционируют его как историю отцов и детей в эпоху социальной и цифровой незащищенности, но по стартовым эпизодам можно сказать, что виртуальная среда и бетонная городская окраина с Enjoy The Silence от Depeche Mode в саундтреке – это лишь сеттинг. Основная драма все еще остается на уровне человеческих эмоций. В ключевом эпизоде девочка-подросток задает простой вопрос взрослым: «А любви? А че никто не спрашивает, хватает ли мне любви?» Одним микроэпизодом премьерного эпизода авторы обозначают предмет дискуссии на девять серий вперед – это не страшилка о том, как вреден интернет и современный мир. Нас, скорее, ждет рефлексия на тему, что ничто материальное или виртуальное не заменит простого внимания.
Хотя «Контакт» — первая режиссерская работа для актера Евгения Стычкина, ей не свойственна наивность или стремление избежать рисков в постановке сцен, что порой выдает дебютанта. Видимо, сотня ролей в проектах различного масштаба конвертировалась в режиссерский навык.
Отдельно стоит уделить внимание происхождению «Контакта». Его Евгению Стычкину принесла нынешний продюсер «КиноПоиска» Александра Ремизова, причем актер вначале подумал, что его зовут на главную роль, а только потом понял, что предлагают режиссерское кресло. Далее над проектом работали продюсеры Иван Самохвалов, Антон Щукин и креативный продюсер Максим Паршин, и в итоге получился редкий пример коллаборации лидеров рынка – «Среды» и Good Story Media.
Экспериментировал продакшн-тандем не только с кандидатурой постановщика проекта и молодым актерским составом, но и технологиями: в одном из флэшбеков ближе к финалу Павел Майков появится на экране сильно посвежевшим. Его омолодили на 15 лет с помощью технологии deepfake, использовав видеоряд «Бригады».
Куда заведут продюсеров эксперименты, и продолжится ли «Контакт» со зрителем на второй сезон, узнаем 5 октября, когда на PREMIER выйдет финальный девятый эпизод сериала.