На своей волне. Как прокатиться по Москве-реке на собственной яхте
Отправиться на речную прогулку или устроить вечеринку на водеЧтобы попробовать себя в роли капитана яхты, совсем не обязательно выбираться в Италию или Турцию. По Москве-реке тоже можно плавать на собственных и арендованных судах – выйти на водную прогулку или устроить вечеринку. «Ведомости. Город» разобрался, что для этого нужно и какие правила важно соблюдать.
Вокруг плещется вода, небо расцвело в закате, виден вечерний город, рядом друзья, а девушки восхищенно поглядывают, как вы стоите за штурвалом. Такое вполне может случиться не только во сне или в далеких морях за рубежом, но и в российской столице. На Москве-реке можно кататься на маломерных судах вроде яхт, катеров, катамаранов – и на собственных, и на взятых в аренду.
Кто может водить яхту?
Встать за штурвал позволяют права на управление судном – удостоверение, которое выдает Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). Его получить достаточно просто, процесс похож на то, как получают водительское удостоверение, заметил генеральный директор учебного центра «Парусная академия» Денис Шаповалов. Как и в автошколах, на занятиях для шкиперов есть теория и практика. На теоретических уроках объясняют специфические термины, изучают основы метеорологии и навигации, теорию радио. А на практике учат швартоваться и расходиться с другими судами.
Сначала будущий капитан должен пройти медкомиссию – это можно сделать в любой поликлинике, сроки и стоимость будут зависеть от выбора медучреждения, рассказал юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Далее нужно пройти обучение (важно проверить, чтобы у школы была лицензия, чтобы быть уверенным в качестве подготовки) и получить диплом, отметил эксперт.
Как сдать экзамен на капитанские права?
Подготовка займет примерно месяц, оценил Денис Шаповалов. «Мы, например, проводим занятия очно и онлайн, а практика проходит в Строгино», – добавил он. Теоретические курсы стоят порядка 15 000 руб., практические занятия – около 4500 руб. за каждое. Впрочем, Денис Шаповалов уточнил, что подготовкой к экзамену в офисе ГИМС можно заняться и самостоятельно – диплом для этого не требуется.
Экзамен тоже похож на водительский: есть теоретическая и практическая часть. Чтобы сдать экзамен, нужно оплатить госпошлину (1300 руб.) и подать заявление на сдачу экзамена на «Госуслугах», где указывается тип судна, район плавания, также нужно загрузить скан медсправки и записаться на прием в удобное подразделение ГИМС, продолжил Вадим Ткаченко. Он уточнил, что предусмотрены две пересдачи. А если с двух попыток сдать экзамен не удалось, госпошлину нужно оплатить снова и будет назначена новая аттестация.
«После успешной сдачи экзамена выдается удостоверение на выбранный тип: гидроцикл, маломерное судно, судно на воздушной подушке. И для обладателя открываются все российские водные пути», – сказал Денис Шаповалов. Такие права действуют десять лет, добавил Вадим Ткаченко.
Каковы требования к судну?
Самостоятельные речные прогулки в столице разрешены во время летней навигации – обычно этот период начинается со второй половины апреля и длится примерно до середины октября. Если речь о прогулке именно по Москве-реке (за исключением Строгинской поймы), то это должны быть плавательные средства (например, катер, катамаран или яхта) с мотором. Что касается выходов на парусных яхтах, они невозможны там, где есть активное судоходство, пояснила соосновательница компании PROyachting, заслуженный мастер спорта, чемпионка мира и Европы по парусному спорту Екатерина Скудина. В целях безопасности в центре столицы запрещено ходить и на веслах, в том числе на сапбордах, добавил Денис Шаповалов. «А вот в Строгинской пойме, наоборот, запрещено ходить под мотором, так как это природоохранная зона», – уточнил специалист.
С собственной лодкой выйти на прогулку по Москве-реке проще, чем в случае с арендой, – нужно только убедиться, что есть все нужные документы. Судно должно быть зарегистрировано в ГИМС: для этого подают заявку через портал госуслуг (хотя это можно сделать и письменно в инспекции) и оплатить госпошлины – 1600 руб. за регистрацию судна и 200 руб. за выдачу судового билета, пояснил Вадим Ткаченко. После, дождавшись приглашения от ГИМС, нужно привезти лодку – ее осмотрит инспектор, добавил эксперт.
Затем на корпус нужно нанести бортовой номер из судового билета – по аналогии с автомобильными номерами. При этом катер или яхта должны проходить техосмотр раз в пять лет, отметил адвокат Адвокатской палаты Москвы, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров.
Что делать, если нет своей яхты?
В Москве больше распространена аренда небольших яхт, чем крупных судов. В среднем семиметровую лодку на пять человек с одной-двумя каютами можно снять за 25 000-30 000 руб. за 4-5 часов, но встречаются и варианты дороже 50 000 руб. Нужно будет показать права капитана и оформить договор. Многие компании требуют, чтобы перед плаванием клиенты прошли обязательный инструктаж по безопасности, в некоторых местах просят внести залог на случай, если судно будет испорчено. Когда яхту передают клиентам и принимают после плавания, ее внимательно осматривают и составляют специальные акты, в которых отражают все особенности и неполадки.
Можно арендовать и судно с капитаном или даже с командой матросов (обычно стоит от 150 000 руб. за четырехчасовой вечер). В этом случае при себе достаточно иметь договор аренды и паспорт – это особенно важно, если гости планируют совершать остановки, уточнил Вадим Ткаченко. Он посоветовал учитывать нюансы с причалами: если есть планы подняться на теплоход в определенном месте, то нужно убедиться, что он там базируется. Иначе, вероятно, придется доплатить за перегон.
Где можно плавать, а где – нельзя?
Свободно кататься на собственной яхте по Москве-реке можно не везде. «Для хождения в некоторых зонах, например напротив Кремля, дополнительно понадобится разрешение Федеральной службы охраны (ФСО). Более простой вариант – обратиться в чартерную компанию и арендовать яхту с капитаном. Как правило, такие компании сразу предлагают путешествия по выверенным маршрутам, а также помогут с кейтерингом и т. д. Специалисты знают, где можно ходить, где нельзя, обеспечат вас профессиональным шкипером/инструктором, а также будут отвечать за безопасность и за то, чтобы яхты были в хорошем состоянии и готовы к выходу на воду», – заметила Екатерина Скудина.