Достали все ножи: чем хорош новый «Крик», снятый после смерти режиссера
Кортни Кокс, Нив Кэмпбелл и Дэвид Аркетт в очень страшном и очень смешном фильмеГруппа подростков периода полового созревания, влюбленности и вечеринки — и кровожадный убийца в маске с искривленным криком лицом, который поджидает за дверью с ножом наготове. Эти сюжетные составляющие автор картины «Кошмар на улице Вязов» Уэс Крэйвен в 1996 г. превратил в ироничный слэшер «Крик». И сделал это так удачно, что картина с перспективными, но не особо известными актерами собрала в домашнем прокате порядка $100 млн — при бюджете в 10 млн. За этим успехом последовали 3 продолжения, сериал на три сезона, бесконечные пародии, обожание поклонников.
Но лучшим мастером референсов в этом кругу сиквелов был и оставался сам Крэйвен. Еще в первом «Крике» он задал новый для фильмов-страшилок тон: рассуждал о жанре и одновременно высмеивал его, глядя на происходящее со стороны, на пару со зрителем. Картина 1996 г. — и та начиналась с вопроса «какой у тебя любимый фильм ужасов?», а заканчивалась заключением злодея: «Эти фильмы заставили меня».
Прямое воздействие конкретно «Криков» на общественное сознание явно прослеживается. После первого фильма люди массово скупали «кричащие» маски, приобретали телефоны с определителем номера и лишний раз проверяли, заперта ли входная дверь. Последующие три «Крика» принесли создателям не только большую фан-базу и $600 млн в международном прокате, но и собственное место в поп-культуре.
Но после холодно принятого критиками «Крика-4» и ухода режиссера из жизни в 2015 г. франшиза должна была прийти к логичному концу. Но Голливуд захлестнула волна римейков, которая вынесла на берег и идею о перезапуске «Крика». Чутко чувствующие контекст режиссеры нового фильма Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт (создатели ироничного ужастика «Я иду искать») решили не уходить от проблем жанра и наводнивших кино самоповторов. И сняли, как шутят в самом кино, «риквел» «Крика», то есть сочетание римейка и сиквела, переосмысления и просто новой части.
Все начинается с названия «Крик», к которому в 2022 г. решили не делать никаких приставок, полностью повторив первоначальный «заголовок». Сюжет «риквела» также не нов: подростки в выдуманном городке Вудсборо пытаются понять, что за жуткий убийца начал косить их нестройные ряды. Особого шарма происходящему добавляет присутствие в кадре трех героев оригинального фильма: Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), Гейл Райли (Кортни Кокс) и Дьюи Райли (Дэвид Аркетт). Актеров, которые еще после «Крика-3» распрощались с франшизой, режиссеры слезно упрашивали вернуться к прославившим их ролям. И, заручившись их поддержкой, а также участием стоявшего у истоков «Крика» сценариста Кевина Уильямсона (на проекте он числится исполнительным продюсером), пустились во все тяжкие.
Наличие старой гвардии — безусловный плюс для перезапуска, но все же важнее в новом «Крике» не кто или что, а как именно. Всё в этом фильме показано в кривом зеркале общества пост-пост и мета-мета. Злодей ли или несчастная жертва — все четко осознают предписанные им по сценарию роли и постоянно иронизируют над кровавой логикой слэшера с детективной интригой whodunit («кто это сделал»). Они отчаянно пытаются не разделяться, чтобы не попасть в поле зрения убийцы, не говорить роковую фразу «Я скоро вернусь» и не спускаться поодиночке в темный подвал — и все равно упорно попадают в расставленные силки.
Другой предмет насмешки фильма — фанаты жанра и кино вообще, которые в современном мире сиквелов, вселенных Marvel и DC становятся соучастниками кинопроцесса. В новом «Крике» рассуждают о «Бабадуке» и «Психо», Джордане Пиле и Джоне Карпентере, а от количества реверансов в сторону как прошлой франшизы, так и всей истории кино порой кружится голова.
Опасность заблудиться в этом лабиринте из метанасмешек — пожалуй, единственный минус фильма. Не зная контекста, лучше не лезть в воду. Даже такой простой факт, как возвращение во франшизу актеров Кортни Кокс и Дэвида Аркетта, на экране имеет особый смысл. В жизни актеры познакомились на съемках оригинального «Крика», после поженились, а в 2012 г. развелись. В кино их герои также пережили роман и тяжелое расставание и вновь видят друг друга много лет спустя. Подобный подход к реальности, которую авторы нового «Крика» прогибают под себя, можно даже назвать циничным.
С другой стороны, а как еще снимать очередной перезапуск в 2022 г. — с иронией над самой концепцией римейка, с подмигиванием знающей аудитории. И, что главное, оставлять под этой надстройкой все ту же основу: кровавый и порой смешной фильм о кучке подростков.
В США рейтинг картины на популярном сайте Rotten Tomatoes близится к уверенным 80%, а критики хвалят авторов за изобретательность и новое слово в жанре, где, казалось бы, все было разжевано задолго до их рождения.
Куда больше самого «Крика» журналистов смущает отсутствие у картины одновременного релиза на стриминге: согласно статье Los Angeles Times, мало кому хочется идти в кино, когда в Америке бушует «омикрон». В России фильм выходит в широкий прокат, ведь где еще бояться человека в кричащей маске, как не в темном кинотеатре. Но вторую волну народной любви наверняка получит, когда станет доступен для просмотра на диване — там, где и смотрели все ужастики герои самого первого «Крика».
Когда: с 13 января