Ангелы и демоны живут среди нас: новый роман от автора «Петровы в гриппе и вокруг него»
Алексей Сальников написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегерыНовая книга Алексея Сальникова «Оккульттрегер» выходит в конце мая в издательстве «Редакция Елены Шубиной». На этот раз автор решил написать городское фэнтези. По сюжету в обычном уральском городке живут мистические существа оккульттрегеры, их работа – сохранять тепло в остывающих городах и обеспечивать связь людей с силами света и тьмы. Главная героиня Прасковья – одна из них. Ей примерно 500 лет, но выглядит она на двадцать с небольшим. «Оккульттрегер – это как культуртрегер (человек, чья работа направлена на взаимопонимание и взаимообогащение двух культур. – «Ведомости. Город»), только для оккультных сил вроде ангелов, демонов» – как сама себя представляет Прасковья одному из своих новых знакомых.
В городе, в котором живет главная героиня, потусторонних сил не так много: демон Надя – блондинка невероятного обаяния и звезда социальных сетей, мятый и пьяный ангел Сергей и оккульттрегер Наташа, с новогоднего исчезновения которой начинается роман. По задумке автора всем им не место на Земле, но люди так часто обращались к Богу со всевозможными клятвами и обещаниями, что «реальность треснула». В результате на Землю свалились ангелы и демоны. Не диковинные крылатые и рогатые существа, разумеется, а их вполне человекообразные проекции с характерами, судьбами, вредными привычками и нетривиальными способностями. А заодно вместе с ними упало и несколько человеческих душ, которые впоследствии стали оккульттрегерами.
Демоны искушают и соблазняют людей разными способами. Самый эффективный во все времена (а уж особенно в период расцвета интернета) – зависть. Ангелы людских проблем почти не касаются, их дело – бороться с демонами. Задача, между прочим, не из легких. Демоны обладают бессмертием и не нуждаются в еде и питье, а вот херувимы мало того что смертны, так еще и зависимы от сахара и алкоголя, поэтому быстро теряют форму. Оккульттрегеры выступают между ними чем-то вроде посредников, потому что для поддержания тепла в остывающих год за годом городах нужна помощь и тех и других.
Прасковья неплохо справляется со своей ролью, особенно при поддержке спутника и помощника – гомункула. Эти существа помогают оккульттрегерам переживать человеческие чувства. Например, они умеют стирать память. Без этой их способности Прасковья давно бы сошла с ума от воспоминаний о революции, гражданской войне и прочих турбулентных периодах истории, в которые ей приходилось выживать, изо всех сил обогревая город. Она любит своего гомункула так же, как мать любит своего ребенка. Но вдруг случается поворот – гомункулу, а значит, и самой Прасковье начинает угрожать опасность.
Роман о женщинах
Прошлой осенью на Красноярской ярмарке книжной культуры Алексей Сальников рассказал, что новый роман будет посвящен женщинам. Так оно и вышло. Основной посыл «Оккульттрегера» в том, что переосмыслить этот мир могут только женщины. Они познают мир эмоционально, умеют поддерживать необходимое всему живому душевное тепло, за версту чуют всякую «муть» и способны превратить разрушительную энергию в созидательную.
Важно помнить, что у Алексея Сальникова нет положительных и отрицательных персонажей. Есть только счастливые и несчастливые. И в его новой книге герои, которым повезло быть понятыми женщинами, гораздо счастливее.
В «Оккульттрегере» Сальников, оставаясь верным себе, собирает из постмодернистских и мистических пазлов точный портрет сегодняшнего общества. Делает это с той долей самоиронии, на которую способен только понастоящему талантливый автор. «Когда я писал, сам удивлялся тому, насколько забавная получается книга. Ничего такого безумного, жутковатого и в то же время веселого, как поездка в Серов, я, кажется, еще не писал», – говорит Сальников об одном из эпизодов своей книги. Поклонники «Петровых в гриппе и вокруг него» особо оценят связанные с этой поездкой главы романа – они написаны так, что «Мамлеев с Горчевым дружно пускаются в пляс, а Гоголь с Булгаковым аплодируют», как говорила ранее про «Петровых» литературный критик Галина Юзефович.
Лишним в «Оккульттрегере» кажется разве что эпилог, который, по собственному признанию автора, писался давно и задумывался как отдельный рассказ. Думается, без него вполне можно было бы обойтись (вставные челюсти прежних текстов редко украшают, достаточно вспомнить роман Гузели Яхиной «Дети мои», накрученный вокруг новеллы о Сталине). Но в целом городское фэнтези о балансе жизненных сил, любви и памяти в исполнении Сальникова легко берет высокую планку художественной прозы, ни минуты не задерживаясь на сугубо жанровой полке.