5 главных выставок лета: вернувшиеся домой Морозовы, фамильные ценности и Нагорный Карабах
На выставке коллекции Морозовых покажут в 3 раза больше экспонатов, чем в Париже«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
Музей изобразительных искусств им. Пушкина
28 июня – 30 октября 2022 г.
«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» – пожалуй, самая главная выставка лета. Коллекции Щукина и Морозова, поделенные между Эрмитажем и Пушкинским музеем в 1948 г., впервые были вновь собраны и должны были посетить три города – Москву, Санкт-Петербург и Париж. Подготовка этого масштабного проекта велась десять лет, а само турне растянулось на пять лет. Первой осенью 2016 г. открылась выставка Щукина в Париже. Самые нетерпеливые ценители искусства ринулись туда, увеличивая и без того огромные очереди страждущих увидеть лучшую коллекцию французского авангарда, собранную прозорливым русским коллекционером.
В последние недели работы выставка была открыта с 7 до 23 часов – чтобы все успели посмотреть. Потом была выставка Щукина в Пушкинском, совсем не похожая на парижскую, удивившая всех размахом и концепцией. Летом 2019 г. коллекцию братьев Морозовых выставили в Эрмитаже, а совсем недавно она вернулась из Парижа. И опять-таки есть все шансы, что лучше всех эту коллекцию представит Пушкинский. Хотя огромный корпус работ гениальных мастеров сделал бы эту выставку блокбастером и безо всяких концепций: «Портрет Жанны Самари» Ренуара, «Девочка на шаре» Пикассо, «Девушки на мосту» Мунка, а также Гоген, Серов, Сезанн, Шагал, Левитан, Коровин, Врубель, Ван Гог.
Михаил и Иван Морозовы собирали по-разному, но с одинаковым размахом. После смерти Михаила его коллекция досталась брату Ивану, который продолжал пополнять ее со свойственной ему методичностью, создавая сбалансированное собрание музейного уровня. За десять лет Иван Морозов потратил на свою страсть 1,5 млн франков.
На выставке будет представлено больше 600 экспонатов – почти в три раза больше, чем на выставке Морозовых в Париже. Кроме того, в Пушкинском нашли свой поворот темы и, по словам директора музея Марины Лошак, намерены сделать акцент на крайне драматичной истории русского коллекционирования. Последнюю картину Иван Морозов купил в июне 1918 г. Через несколько дней после этого коллекция была реквизирована в пользу государства. А сам Морозов, которого французские галеристы называли «русский, который не торгуется», радовался, что остался при своей коллекции, получив должность замдиректора созданного в его особняке музея.
«Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022»
Третьяковская галерея
27 мая – 13 ноября 2022 г.
В шести залах выставки нет ни шедевров кватроченто, ни треченто, но реставраторы, чьи труды представлены на выставке, должны быть прямо-таки людьми эпохи Возрождения – знать историю искусств, подобрать верный тон краски и уметь вырезать стекло, разбираться в химикатах и даже отличать следы жизнедеятельности разных насекомых. Все трудности, сопровождающие реставрацию графики, рассказаны и показаны: в витринах фотографии поврежденных работ, инструменты мастеров-реставраторов и другие артефакты. А результат этих трудов – великолепные уникальные работы, представленные на выставке: Иванов, Штакеншнейдер, Ларионов, Серебрякова, Судейкин, Серов, Щусев, Малявин.
За работами прячутся еще и удивительные человеческие истории. Один из старейших реставраторов Третьяковки Анна Гейс впервые делала работу «Портрет неизвестной в чепце» Карла Рейхеля, когда только пришла в галерею в конце 60-х. Последняя реставрация рисунка почти через полвека, в 2016 г., тоже проходила через ее руки. Курьезов в работе «мастеров возрождения» тоже достаточно. Например, после расчистки рисунка Михаила Клодта «Девушка, чистящая ногти» выяснилось, что на самом-то деле огорченная женщина крутит в руках свое обручальное кольцо. Теперь рисунок называется «Покинутая». Еще более грустная история произошла с «Пасущейся лошадью» художника Александра Орловского: после реставрации, приглядевшись к морде коня, сотрудники мастерских перевели ее в разряд умирающих.
На выставке можно обнаружить интересные параллели. Офорт Матэ «Иоанн Грозный и его сын», конечно, должен напомнить о только что отреставрированной картине Ильи Репина, которую Третьяковка представляла на днях. Удивительный Демон на офорте Серова – словно родной брат демона с недавней выставки Врубеля. А на рисунке Малявина видно, из чего родилась его знаменитая картина «Вихрь».
Пандемия помогла остановить гастрольный бег по выставкам знаменитого «Портрета Н. С. Гончаровой» Михаила Ларионова. Работа, сделанная в сложной технике коллажа с использованием ткани, обрывков афиш, опилок и даже пряди волос жены-художницы, наконец-то попала в руки реставраторов.
Выставка, кроме всего прочего, дает возможность увидеть массу прекрасных работ, которые экспонируются не так уж и часто. И благодаря реставраторам пребывают они в отличном состоянии.
«Фамильные ценности»
Музей АZ
28 мая – 14 августа 2022 г.
Музей АZ, названный в честь одного художника – Анатолия Зверева, впервые открыл выставку, на которой нет ни одной работы Зверева. Поводом для такого исключения стала творческая династия Инфанте, во главе с ее основателем – классиком российского лэнд-арта и кинетического искусства Франциско Инфанте. Работы Франциско – абстрактные инсталляции на природе, с использованием зеркал, оптических иллюзий, движущихся объектов – представлены во всех главных российских музеях от Третьяковки до Пушкинского, а также в Центре Помпиду в Париже и в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Команда музея все-таки нашла остроумную привязку к своему названию – прямо у дверей посетителей встречает портрет Франциско Инфанте с фотокамерой, которую ему подарил знаменитый коллекционер Георгий Костаки, с азартом собиравший и работы Анатолия Зверева.
Выставка сложилась из работ семи художников этой династии: жены и соавтора Нонны Горюновой, сыновей Северина и Платона Инфанте, невестки Дарьи Коноваловой-Инфанте и внуков Серафима и Тихона Инфанте.
«Нам хотелось разгадать феномен этой семьи. Ведь обычно бывает как: гений – один, и вся остальная семья, вся жизнь подчинена ему, – рассказывает арт-директор музея Полина Лобачевская. – А здесь талантливы все! Вот об этом феномене, о развитии таланта и захотелось сделать проект».
Фамильные ценности кому попало не показывают, поэтому каждый, кто пришел в музей, становится гостем семейного дома – тут и стена мастерской со знаменитыми работами самого старшего Инфанте, и детская с обаятельными рисунками младших членов семейства, и смешной фильм-знакомство с разветвленным семейным древом. Красно-желтые полосы, которые бегут по всему первому этажу, – отсылка к древней испанской столице Толедо, дань зову крови и напоминание об инсталляции, представленной в культурном центре тамошнего собора Сан-Марко.
Среднее поколение – младший сын Платон Инфанте и его жена Дарья Коновалова-Инфанте – специально к выставке создали работу «Танец» – очень энергичную и веселую инсталляцию, где переплетаются Матисс, тени и музыка. «Танец» – это еще и второе название выставки, поскольку все семейство Инфанте не прочь потанцевать. И это лучший способ и взаимодействия, и самовыражения, хоровод поколений удивительной династии.
«Точки зрения»
Музей русского импрессионизма
9 июня – 2 октября 2022 г.
Вряд ли найдешь хотя бы одного живописца, который бы не написал автопортрет. Кураторы выставки в Музее русского импрессионизма решили воспользоваться этим обстоятельством и сравнить, как видели себя сами творцы и как их изображали на портретах другие художники, графики, скульпторы. В экспозицию войдут работы Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других.
Портрет и автопортрет могут быть близки по точке зрения их авторов на творческие методы, а могут быть выполнены в далекой друг от друга манере. Через это сопоставление можно проследить развитие жанра портрета и способы представления человека на рубеже XIX–XX вв. Также по работам можно проследить и взаимоотношения художников: Исаак Бродский был учеником Ильи Репина, Борис Кустодиев дружил с Иваном Куликовым, Варвара Степанова была замужем за Александром Родченко – все это находит отражение в портретных образах.
Музей собрал работы не только из главных государственных музеев, но и из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому на выставке будут картины, выставляющиеся впервые. Например, «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали», раньше не выставлявшаяся в столице.
«Эдмонд Петросян. Мистерии из Нагорного Карабаха»
Государственный музей Востока
8 июня – 10 июля 2022 г.
Картины армянского художника Эдмонда Петросяна, не получившего никакого художественного образования, находятся в собраниях российских музеев и частных коллекционеров из разных стран, выставляются в столичных галереях, продаются на аукционах. Его знают под именем Дикен – старой футбольной кличкой из молодости художник часто подписывал свои работы.
Петросян родился в семье архитектора, но к живописи не испытывал никакого интереса, работал на строительном комбинате, в спортивной школе. Рисовать начал только после сорока. Иногда в праздники брал свои картины, спускался на городской пятачок родного Степанакерта и устраивал импровизированную выставку.
«Эдмонд не умеет рисовать в академическом смысле, совсем, – говорил один из его друзей. – Но может вывернуть наизнанку душу. И свою, и нашу».
Поклонники называют его армянским Пиросмани. Такой же искренний, наивный, яркий. На выставке будет представлено 60 работ художника, скончавшегося три года назад.