В церковь за капучино. Зачем открывают кофейни при московских храмах
Представители храмов интересуются франшизами на открытие заведенийВ столице новый тренд – на прицерковных территориях открываются кофейни. Там за чашкой кофе можно поговорить о религии с настоятелями храмов, послушать Себастьяна Баха в исполнении современных ансамблей и даже выбрать чехол для телефона или худи с тематическим принтом. А можно просто отдохнуть и поработать в тишине. Пока некоторые прихожане задумываются о целесообразности таких мест, представители храмов интересуются франшизами на открытие кофеен.
Точка притяжения района
Чайная храма Воздвижения Креста Господня в Митине изначально представляла собой обычную трапезную. Как рассказал настоятель храма отец Стахий Колотвин (довольно популярный в Москве миссионер – в его Instagram более 24 000 подписчиков), скромный деревянный домик построили, чтобы прихожане могли пообщаться после службы. Трапезная довольно быстро обрела популярность. Места не хватало, помещение перестроили – так появилась просторная приходская чайная. К удивлению священника, со временем в чайную стали заглядывать люди, которые обычно в храм не заходят, в основном студенты. Место превратилось в точку притяжения жителей района.
В чайной нет каких-то особых предметов церковной тематики, здесь варят кофе разных сортов, заваривают чай, продают белорусское мороженое, крымское вино и греческое масло. Тут проходят семейные торжества (тогда заведение закрывают на спецобслуживание) и беседы со священником. «Люди, которые стесняются подойти и задать свои вопросы в храме, могут сделать это в более неформальной обстановке, я сам регулярно нахожусь там и беседую с людьми», – говорит отец Стахий. «Мы часто приходим сюда с подругами – тут уютно, как-то особенно умиротворенно и цены демократичные, – рассказала «Ведомости. Городу» посетительница чайной Дарья. – Однажды нам удалось пообщаться с отцом Стахием и задать ему волнующие нас вопросы. Мы не воцерковленные, но православие – часть нашей культуры, поэтому было интересно поговорить об этом в неформальной обстановке. В церкви почему-то мы чувствовали себя некомфортно – как будто надо исповедоваться».
Для людей любого вероисповедания
Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе расположен в самом центре, неподалеку от ГМИИ им. Пушкина. При храме работает кафе-трапезная «Antiпa». В меню каши, круассаны, кексы, чай и кофе. Каждую неделю здесь проходят разные события: киноклуб, беседы с настоятелем, концерты. Заведение почти всегда заполнено, найти свободный столик проблематично, на мероприятиях аншлаг.
Создатели проекта не ставили целью сделать православное кафе: «Antiпa» изначально замышлялось как абсолютно открытое пространство для любого человека независимо от его верований, профессии и принадлежности к социальной группе. «Мы думали о том, чтобы создать место для современной коммуникации храма с городом», – рассказала директор по развитию проектов «Antiпa» Алена Светушкова. Светушкова подчеркивает, что заведение не ставит перед собой задачу воцерковлять. «Есть задача, чтобы посетители могли увидеть, что современные православные люди такие же, как и не православные, что у нас одни интересы, одни вкусы». В кафе варят кофе обычные бариста. При приеме на работу не спрашивают о вероисповедании. Однако есть случаи, когда работники проникаются православной культурой и начинают ходить в храм, а затем и воцерковляются.
Другое популярное заведение в центре Москвы – Петровская кофейня. Этот проект был первым подобного рода в столице и в начале своего пути вызвал резонанс среди православной публики. «Мы слышали много осуждения и непонимания, однако и положительных реакций было достаточно. Потом другие храмы и монастыри сами стали обращаться к нам за консультацией», – рассказывает управляющая кофейней Зоя Некрасова.Если не знать о специфике Петровской кофейни, можно и не заметить, что она находится в стенах XVII века на территории Высоко-Петровского монастыря. Здесь подают кофе, сырники, сэндвичи, десерты, можно попасть на встречу с известным православным блогером иеромонахом Тихоном или поучаствовать в благотворительной акции. Все анонсы встреч публикуются в Instagram.
Для работы в Петровской кофейне также не обязательно быть православным. «Это могут быть просто открытые, добрые люди со схожими интересами», – подчеркивает Некрасова. Такого же принципа придерживаются и в пекарне при храме Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. «Акцента на вере мы не делаем. В основном у нас работают молодые парни и девушки, которые до этого вообще ничего не знали о православной культуре и жизни. Через труд и общение с гостями, батюшкой и молодежью прихода они постепенно знакомятся с традициями, обычаями и праздниками», – поясняет староста храма Успения Пресвятой Богородицы в Чижах Евгений Белых.
Пекарня открылась в разгар пандемии. «Мы с отцом Владимиром (настоятелем) обсудили и решили открыть то, что храм может делать по уставу, не нарушая введенные карантинные меры. Так родилась первая пекарня», – рассказывает Белых. За год она превратилась в кафе «Чижи», в котором теперь подают окрошку на квасе из Троико-Сергиевой лавры, полноценные завтраки и обеды. В арт-кофейне также проходят встречи с путешественниками, беседы на духовные темы, семинары по бизнесу и другие тематические мероприятия.
Коммерческая сторона проекта
Священник Крестовоздвиженского храма подчеркивает, что чайную нельзя считать успешным коммерческим проектом. «Несмотря на скромные расходы, поначалу они все равно превышали то, что чайная собирала. Но со временем она стала приносить небольшой доход, который мы направляем на благоустройство самого заведения», – говорит отец Стахий.
Авторы пекарни «Чижи» тоже не считают заведение коммерческим проектом. «Скорее, это место знакомства с храмом, его историей, русскими традициями, культурой и вовлечением в жизнь прихода», – говорит Белых. При этом актив храма с готовностью делится с коллегами своим опытом обустройства кафе, а также проводит на своей площадке совместные мероприятия и встречи.
Противоположная ситуация с точки зрения ведения бизнеса сложилась в кафе-трапезной «Antiпa». Заведение стало коммерчески и социально успешным, теперь представители разных храмов и монастырей обращаются туда за консультацией. «Я уже не первый раз встречаюсь с представителями разных приходов, которые спрашивают, можно ли открыть по франшизе кафе-трапезную», – рассказала Светушкова. По словам руководителя проекта, продавать франшизу нецелесообразно, потому что в каждом храме есть что-то уникальное, присущее конкретно этому месту. Кроме того, везде своя аудитория, с разным социальным статусом и возрастом. «Видение развития храма должно диктовать формат пространства. Если это мужской монастырь недалеко от стадиона, сильно сомневаюсь, что там зайдет кофейня с модными десертами и круассанами», – считает Светушкова. Кофейни и трапезные при храмах сотрудничают друг с другом. Например, инициаторов проекта «Antiпa» в свое время консультировали создатели Петровской кофейни.
В прошлом году руководство кафе запустило проект «Antiпa+». Это творческая коллаборация храма и дружественных художников, дизайнеров, иконописцев, модельеров, архитекторов и ювелиров. Кроме еды и напитков в продаже появились шоперы, футболки, термокружки и другой мерч.
Имидж церкви
Проекты кафе при храмах могут благотворно влиять на имидж Церкви, считает отец Стахий. Однако кофейни и чайные при храмах в центре и на окраинах столицы разные. «Есть существенное отличие от аналогичных заведений при храмах, расположенных в центре Москвы, – публика не такая пафосная и обеспеченная, это простые ребята и девчонки из спальных районов», – поясняет он.
В свою очередь Зоя Некрасова обращает внимание, что в Петровской кофейне можно увидеть представителей разных поколений. При этом понятие «имидж Церкви» в контексте кофеен при храмах не совсем точное: «Это скорее прекрасное дополнение того, что есть в Церкви. Место, где настоятель может провести встречу с молодежью в неформальной обстановке. Такое направление действительно необходимо». Если после школы дети прибегают в кафе и беседуют о современной электронной музыке со священником – это правильно, подтверждает мысль Некрасовой Светушкова, и «необходимо показать священника таким же, как и другие люди, со своей религией и убеждениями».
Феномен кафе при храмах – отражение современных реалий, своеобразный диалог Церкви с городом. «Мы не перетягиваем людей на свою сторону, мы пространство для разговора. А дальше выбор за каждым», – подчеркнула представитель кафе «Antiпa». Спрос на кафе и кофейни при московских храмах растет, и, скорее всего, тренд на мягкое и ненавязчивое создание положительного образа Церкви будет развиваться. Современным горожанам уже недостаточно обычных свечных лавок и православной литературы. Необходимо больше современных пространств, где говорят на доступном языке и дают возможность задать Церкви вопросы в привычной комфортной обстановке.