Евгений Миронов: «Людям нужен театр как терапия»
Актер и художественный руководитель Театра наций – о летних фестивалях и планах на новый сезонСовсем скоро, 1 и 2 июня, в Парке Горького пройдет детский фестиваль «Небо», 9–11 августа там же – «Горький +», 20–21 июля в подмосковном Зарайске впервые состоится фестиваль, посвященный Достоевскому. Евгений Миронов, организатор этих культурных мероприятий и множества других – в Нижнем Новгороде, Казани, Владивостоке, рассказал о планах на новый театральный фестивальный сезон, а также режиссеры из каких стран в ближайшее время приедут делать постановки в Театре наций.
– Мне очень нравится формат фестиваля. В театре талантливый режиссер берет, предположим, пьесу Горького «На дне». У него есть идея, как ее поставить, чтобы было актуально. И в работе над спектаклем я начинаю погружаться в творчество Горького, мир его персонажей, собираю огромное количество информации. Возникает множество идей, которые невозможно выразить через один только спектакль. Поэтому мне так интересен фестивальный формат.
Раз уж мы заговорили о Горьком, то до появления фестиваля «Горький в Парке Горького» его ставили эпизодически. А сейчас снова обратили внимание – он очень хорошо воплощает фигуру художника в переломные моменты истории. Интересно все: от биографии до его произведений и почему, например, он никогда не писал в формате соцреализма, хотя его считают основоположником этого стиля. Появляется все больше творческих людей, которые находят интереснейшие ключи к личности и творчеству Горького. Например, в прошлом году режиссер Юрий Квятковский предложил для фестиваля сделать музыкальный перформанс на Пионерском пруду по рассказу «Старуха Изергиль». Драматург Михаил Дегтярев придумал либретто, композитор Николай Попов написал целую ораторию, и появился удивительный, завораживающий мир. П
о тому же принципу возникло множество интереснейших соединений – Горький и Григ, чью музыку, оказывается, любил писатель, Горький и рэп: как молодые ребята приспосабливают его поэзию к современной музыке? Это эксперименты, которые в театре невозможны. А в фестивальном формате возможны. И это вызвало очень живой отклик. Нам поступили предложения сделать фестивали, посвященные Горькому, в Казани и Нижнем Новгороде – в Нижнем он родился, в Казани работал и учился. Так в прошлом году родилось новое название – «Горький +». В каждом городе мы привлекли к сотрудничеству местные институции, чтобы для них фестиваль стал возможностью получить новый опыт.
– В этом году московский фестиваль пройдет на площадках нескольких московских театров. Два года подряд работа над «Горький в Парке Горького» начиналась с моей немой молитвы небесам: «Только бы не было дождя!» У нас ведь большинство мероприятий были под открытым небом. Теперь же в парке пройдут открытие и основные события, а спектакли, которые мы привозим из разных городов, будут идти в Театре на Бронной и «Современнике», специальные мероприятия предусмотрены и на Киностудии им. Горького. Снова все-все будет связано с Горьким и тем, как он созвучен сегодняшнему дню. Мы с режиссером Виктором Рыжаковым готовим спектакль-концерт по рассказам «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» с участием потрясающего хора Минина.
Но одним только Горьким мои интересы не ограничиваются. Два года назад мы с руководством Парка Горького задумались о детском фестивале. Я с сыном побывал на огромном количестве скучных детских мероприятий. А хотелось-то чего-то веселого и полезного. Мы с молодыми продюсерами начали думать, что будет интересно современным детям настолько, чтобы они отлипли от своих гаджетов? Во-первых, детям интересно, когда есть возможность самим принять участие в том или ином действе. Во-вторых, они хотят получить новые знания. В-третьих, им важно, чтобы было ярко и красиво. Все эти принципы мы заложили в Московский детский фестиваль искусств «Небо», который тоже базируется в Парке Горького. Город и парк откликнулись на эту инициативу, и фестиваль впервые прошел год назад. В этом году фестиваль будет еще масштабнее, шире и разнообразнее.
«Небо» – это девять площадок и более сотни событий: научные эксперименты и спектакли-променады, мастер-классы по сценическому движению и музыкальным профессиям, зрелищные театральные постановки и концерты. Это фестиваль-игра, который поможет выбрать профессию и творческий язык, предложит разобраться в науке, архитектуре, музыке, литературе в интерактивной форме. А для театров и других участников, среди которых Политехнический музей и программа «Десятилетие науки и технологий», Зеленая школа Парка Горького, «Архстояние Детское», Moscow Music School, «Союзмультфильм», это возможность выйти за пределы своего обычного пространства и по-новому использовать свои возможности. Но ничего бы этого не было, если бы не поддержка правительства Москвы, за что ему отдельное спасибо.
– Министерство культуры Московской области обратилось ко мне с предложением придумать фестиваль в Зарайске, в усадьбе Даровое, потому что я играл и самого Федора Михайловича, и его героев и очень его люблю. Я сам раньше не знал, что это за город такой, только слышал. Решил съездить и посмотреть. Оказалось, Зарайск уникальный по красоте и истории городок. Недалеко от него место, где была усадьба Достоевских, куда писателя привозили в детстве.
Встал вопрос, как делать фестиваль в месте, достаточно удаленном от Москвы. Что вначале – инфраструктура или фестиваль? По мне, лучше сначала сделать инфраструктуру, но так не бывает, надо делать все вместе. И мы задумали невозможное: в городе, который пока не очень приспособлен для фестиваля (это понимает и Московская область, и мы), создать проект, сомасштабный личности Достоевского, и обозначить новую точку географии русской литературы – город Зарайск.
Связь с детством позволит открыть нам писателя, каким мы его не знали – мы говорим о счастливых годах жизни Достоевского. Это будет фестиваль-путешествие, его локациями и декорациями станут памятники и улицы города. Будут променады, книжная ярмарка, уличный театр, постановка спектакля на водной глади. В фамильной усадьбе Даровое режиссер Мурат Абулкатинов создаст постановку по роману «Бедные люди» с оркестром Юрия Башмета, мной и актрисой Юлией Хлыниной. Мы продумывали организацию всего этого не один месяц: прямые автобусные маршруты, парковочные места, общепит.
– Мы занимаемся этим 17 лет. Сложно, конечно. Но сейчас легче, потому что бренд Театра наций хорошо известен среди зарубежных режиссеров. Если раньше я годами гонялся за Робером Лепажем, чтобы убедить его поработать с российскими артистами, то сейчас уже не так. Априори всем интересно работать с русской школой. И режиссеры из Китая не исключение. Они, раскрыв рот, смотрят, как на сцене происходит это чудо, когда общаются между собой люди и как будто нет четвертой стены. Им это непонятно. А у нас – Станиславский; на его методе построена школа русского психологического театра. И вот молодой и модный режиссер Дин Итэн приехал к нам со своими сценографом и композитором ставить современный китайский роман «Я не убивала своего мужа» с российскими артистами. Нам интересна такая коллаборация, потому что в Китае совсем другая театральная школа. И мы тоже хотим учиться и развиваться. Но далеко не каждый режиссер нам интересен. Мы смотрим, кто сегодня удивляет.
– Помимо западноевропейских стран, где сильны театральные традиции, мы два года назад стали смотреть южнее и восточнее и сделали удивительные открытия. Помимо Дина Итэна к нам приедут режиссеры из Южной Африки, Индии. Смотрим на ребят из Латинской Америки. Там, кроме интересных режиссеров, есть еще драматурги и писатели, о которых мы понятия не имели. Будет интересно открыть их для нас самих и для зрителей.
– Билеты на наши спектакли трудно достать, и это радует. Удивительно – время сложное, а люди ходят в театр. И ходят не отдохнуть. Тем более в Театре наций мы им не даем такой возможности. У нас непростые спектакли, требующие подключения зрителя. Люди идут за тем, чего, может быть, не видят вокруг себя, в огромном объеме противоречивой информации в интернете и телевизоре, – за искренностью. Понять что-то про чувства, про себя. Им нужен театр как терапия.
Конечно, стало сложнее: эти два года показали, что режиссеры большой сцены в дефиците. Все-таки это определенный склад ума, а не вопрос опыта, как я думал раньше. Это другое сознание, другое видение картинки, мира, если хотите. И отсутствие таких режиссеров – проблема, причем у всех театров. Поэтому у нас сейчас неожиданно взлетела и стала значимой Малая сцена. Но не только поэтому. Возникла потребность в интимном камерном разговоре со зрителем. Это место для экспериментов и маститых режиссеров, как, например, Алла Сигалова и Марина Брусникина, и для молодых, но уже состоявшихся Марата Абулкатинова и Даниила Чащина. Сам я планирую выпустить премьеру на этой сцене с Валерием Фокиным.
– Осенью должен выйти фильм «Северный полюс» режиссера Александра Котта. А сейчас я снимаюсь в сериале «Арсеньев», посвященном писателю, этнографу, практически открывателю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву. Это остросюжетный исторический блокбастер режиссера Дмитрия Киселева. Играют там Александра Урсуляк, Юлия Хлынина, Виктор Вержбицкий, Авангард Леонтьев, Владимир Кошевой и Александр Новин.
Мы три года писали сценарий. Уже отсняли часть сцен на Дальнем Востоке. Сейчас огромный блок будет сниматься в Петербурге, потом переезжаем под Москву, где в киногороде строятся декорации Владивостока 1905 г. – с набережными, церквями, дорогами. Осенью снова уедем на Дальний Восток – снимать осеннюю и зимнюю натуру.
Мне очень нравится масштаб Дальнего Востока. Когда стоишь во Владивостоке – а дальше только бескрайний океан. Это ощущение рождает другие мысли, другой взгляд на мир. Я в это ощущение влюбился. Когда я летел над тайгой, реками – это несравнимо для меня ни с какой Исландией или Норвегией. И я отлично понимаю, почему Арсеньев посвятил всю свою жизнь защите этого края.