Читайте также
Максим Лагашкин: «Кино заполонило все мое время»
Юлия Снигирь: «У меня была громадная пауза в работе»
Сергей Светлаков: «Пролежав без движения пять дней, я переосмыслил свою жизнь»

Юрий Стоянов: «Я не могу без импровизации»

Актер рассказал о разнице работы на телевидении и в онлайн-кинотеатрах и о том, будет ли продолжение «Городка»
Личный архив
Личный архив

Сейчас в онлайн-кинотеатрах Start и Wink идет сериал «Артист с большой дороги» о воре в законе, которому приходится перевоплощаться в бабушку, чтобы вернуть награбленные деньги. Главную роль в проекте исполнил актер Юрий Стоянов.

– В последние годы вы переживаете второй пик карьеры: комедийные скетч-шоу «Стоянов в изоляции» и «100Янов», а также сериалы «Вампиры средней полосы» и «Трепачи», которые вышли в онлайн-кинотеатрах. Ваши проекты пользуются большим успехом. С чем вы связываете новую волну популярности?

– С возрастом, вы знаете, когда конкуренция уменьшается по естественным причинам. 

Это, конечно, шутка, но и не шутка. Вероятно, когда твой актерский возраст соответствует физическому, как бы ты ни считал, что замечательно выглядишь и находишься в приличной физической форме, все равно есть потребность в определенных ролях. Например, роли папы, дедушки или дяди. Мне 66 лет, я могу играть все, что называется «60+». Если ты в ладу со своим возрастом, если нормально его воспринимаешь и видишь в нем свои плюсы, то рабочие предложения совпадают с твоими возможностями. Вероятно, так произошло и в моем случае. Кроме того, мои актерские возможности тоже предполагают те роли, которые мне предлагают. 

START
START

– В профессии вы уже несколько десятков лет и застали разные периоды в отечественной индустрии. Как вы оцениваете новую эпоху стриминговых сервисов?

– Я помню, как еще не так давно на одном из российских кинофестивалей появился баннер сериала «Шторм». На нем было крупным планом лицо Александра Робака и слова: «Смотрите на такой-то платформе». И большинство актеров друг друга спрашивали: «Что за платформа?» Что это такое вообще? Это что-то вторичное, недотелевидение или какая-то альтернатива? Не понятно было, нужно ли в этом участвовать. Еще в 2018–2019 гг. кинопрокатчики предлагали актерам роли в онлайн-проектах и успокаивали: мол, потом это выйдет на таком-то канале. Как будто извинялись. Я же появился на платформах в 2021 г., в сериале «Вампиры средней полосы», когда уже более-менее стало все понятно. 

Но уже тогда у онлайн-кинотеатров были деньги. Там боролись за качество и за то, чтобы деньги было видно в кадре. Финансирование шло на картинку и на качество. Онлайн-кинотеатры искали новые темы, жанры и форматы. Платформы дали и актерам, и зрителям больше разнообразия. Это, наверно, главное отличие от телевидения, где все было четко поделено. Совсем недавно было приблизительно понятно, про что будет сериал, какого он будет качества и формата в зависимости от телеканала. То есть такие проекты выходят на НТВ, а вот такие – на «Первом канале». 

Я лично очень рад, что у актеров появилась такая большая востребованность благодаря стримингам. Я искренне считаю, что нам удалось взять лучшее, что было на западных платформах. Прежде всего – качество. Поэтому сегодня мы дошли до таких невероятных цифр просмотра контента. 

– Вы чувствуете разницу между работой на телевидении и в онлайн-кинотеатрах?

– По моему личному опыту, разница есть и она прежде всего в качестве проектов. Для меня очевидно, что платформы сегодня выигрывают у телевидения. Я, например, поразился высокому уровню профессионализма в нашей индустрии. Прежде всего операторов. Все они – высочайшего уровня мастера. 

Подтягиваются к этому уровню и режиссеры. В кино тебя как ремесленника и профессионала всегда формирует количество работы. В этом смысле запрос на новые онлайн-проекты помогает нашему производству становиться лучше.

– Сейчас на платформах часто переснимают или делают продолжения популярных сериалов. Вы никогда не задумывались, как мог бы выглядеть сериал о «Городке»?

– Задумывался, но делиться не буду, потому что надеюсь, что это произойдет. Я могу сейчас только строить догадки, как можно было бы его сделать. Я бы не назвал его простым байопиком, хотелось бы рассказать о времени, в котором «Городок» создавался. 

– Самый главный вопрос – кто мог бы сыграть вас с Ильей Олейниковым?

– Да, здесь кастинг очень важен, потому что он важен зрителю. Нужно, чтобы артисты и внешне были похожи на нас. Зритель всегда обращает на это внимание. Но пока это все мысли вслух, могу только сказать, что заинтересованные в таком проекте люди есть. 

START
START

– Будем ждать новостей. Пока перейдем к вашему новому сериалу «Артист с большой дороги». Расскажите, откуда взялась идея проекта, почему вас заинтересовала эта роль?

– Идея проекта родилась на телеканале «Россия 1», и я благодарен, что спустя 30 лет нашей совместной работы над разными фильмами и сериалами телеканал еще не устал от меня и предлагает новые авантюры. К сценарию, воплощению и последующей работе подключился онлайн-кинотеатр Start, позднее Wink, где уже вышли премьерные серии.

Сперва сериал назывался просто «Артист», но потом вспомнили, что есть потрясающий оскароносный фильм с тем же названием. И вообще слово примелькавшееся. А вот «Артист с большой дороги» – в нем есть жанровость и правда. Ведь главный герой, по сюжету, только что вышел из тюрьмы. 

Нашей главной задачей было, с одной стороны, сделать смешную комедию, чтобы зритель видел меня в том качестве, в котором он хочет меня видеть. С другой стороны – соединить это с серьезной историей. На самом деле это ведь тоже принцип «Городка». Один человек играет сразу много ролей, но одновременно с комедией возникает и большая человеческая история. Поэтому и перед актером стоит другая задача: будучи смешным, надо быть и достоверным. 

– Главный герой сериала – вор по кличке Артист, мастер перевоплощений. Есть ли, по-вашему, какое-то сходство между мошенником и актером?  

– Конечно, но есть одна принципиальная разница. Артист переодевается не ради переодевания, человек в этом сериале поставлен в очень непростые обстоятельства. Чтобы выбраться из них, ему приходится прибегнуть к этому способу. Сегодня люди по-разному смотрят на то, что мужчина переодевается в женщину. Но в «Артисте» это обусловлено драматургически. Он вынужден «играть», и не потому, что наслаждается этим. При этом именно талант к переодеваниям помогает ему справиться со сложившейся ситуацией. И вообще – это история про семью. 

– Во время просмотра сериала мне вспомнился фильм «Миссис Даутфайер», в котором герой Робина Уильямса тоже был вынужден переодеваться в женщину, чтобы побыть со своей семьей.  

– Многие мне задают этот вопрос, но его надо адресовать сценаристам. Как это ни парадоксально, я фильм с Робином Уильямсом не смотрел. Как-то проскочило мимо меня. Для меня, скорее, далеким референсом был фильм «Тутси» с Дастином Хоффманом в главной роли. Там человек решил переодеться ради любви. На самом деле это очень драматическая история, несмотря на то что она смешная. Ведь чем больше главный герой становится подругой женщине, которая ему нравится, тем дальше он удаляется от возможности предстать перед ней мужчиной, которого она любит. Прекрасный фильм. 

– Вы часто импровизируете на площадке или предпочитаете работать по сценарию?

– Конечно, импровизирую. В известной мере я не могу без импровизации, мне иначе неинтересно. Это и есть творческий процесс, когда актер получает от режиссера такую степень свободы, что без импровизации невозможно. Меня часто спрашивают, что я привнес в историю. Но ведь это коллективная работа, я не могу сказать – вот эту фразу или вот эту шутку. Я же даже не запоминаю. Это естественный процесс. Импровизация – это вообще не про слова, не про уход от текста. Это когда человек, которого ты играешь, становится живым. Импровизация строится на правде, достоверности. Поэтому важно, когда актер не замкнут в рамки сценария. 

START
START

– Вы следите за кем-то из современных комиков, российских или зарубежных? 

– Для меня не существует слова «комик», вот просто не существует. Я не являюсь большим поклонником жанра кинокомедии. Для меня существует только «артист» или «не артист». Артист, в каком бы жанре он ни работал, не будет считаться профессионалом без комических проявлений в кадре. В любой, даже самой драматической истории всегда есть этому место, как и в жизни. 

Я слежу за всеми, я очень много смотрю кино и сериалов. Молодых актеров у нас сейчас очень много крутых: Ваня Янковский, Юра Борисов и Макс Матвеев. Этот список бесконечный, я могу долго его продолжать.

– Конфликта поколений вы не чувствуете?

– Нет, абсолютно нет. Наоборот, меня самого удивляет, радует и веселит моя актуальность сегодня. Я не чувствую, что мой зритель – моего возраста. Я не чувствую, что мой зритель – это тот, кто повзрослел вместе со мной. С которым я, скажем, пришел на телевидение, а он начал меня смотреть и вот так мы вместе потихонечку, любя друг друга, и состарились. Это не «жил старик со своей старухой у самого синего моря».

Я часто хожу к молодым ребятам на разные интернет-шоу. Мне с ними интересно, значит, я все-таки не потерял эту актуальность, слава богу. Да, это можно объяснить тем, что они выросли на «Городке». Но это не только про глубокое уважение ко мне как артисту, которого они видели в телевизоре с детства. Мне так кажется. Когда мы общаемся, большой разницы между поколениями уже не чувствуется.

Самое популярное
Культурный город
Билет в пару кликов: в Москве упростили посещение культурных мероприятий
Городские власти прислушались к пожеланиям жителей столицы
Городская недвижимость / Мнение
Офис как актив
Почему важна мультиформатность в новых бизнес-центрах
Наш город
Вишневый сад по-новому: на севере Москвы благоустроили парки и скверы
Общественные пространства преобразились в Коптеве и Тимирязевском районе
Свободное время
Заливное, икра и подарки: где и как провести праздничную ночь
В новогодних программах столичные рестораны сочетают традиции и креатив
Наш город
В Москве появился новогодний поезд, а медведи впали в спячку – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Москва 2030 / Мнение
Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицы
Москва 2030
«Зима в Москве»: в каких благотворительных акциях могут поучаствовать горожане
Добрые дела найдутся для каждого, кто готов помочь
Москва 2030
Развлечения с пользой для здоровья: в Москве открылись катки и лыжные трассы
Власти города уделяют большое внимание развитию инфраструктуры для массового спорта, говорят эксперты
Москва 2030
Столичному бизнесу предложили конкурсы и гранты на новогоднее оформление
Призовой фонд главного конкурса на лучшее оформление составляет 700 млн рублей
Наш город
Алексей Фурсин: «Вопрос о сокращении ДШИ у нас в повестке никогда не стоял»
Руководитель департамента культуры Москвы опроверг слухи о сокращении детских школ искусств
Наш город
Деловой подход: в Москве прошел конгресс по бизнес-туризму стран БРИКС
Участники Meet Global MICE Congress: BRICS Edition поделились впечатлениями о мероприятии
Свободное время
Отели, кафе, экскурсии: что советует туристам ИИ-помощник на Russpass
Сервис начал предлагать путешественникам индивидуальные рекомендации
Свободное время
Куда пойти в выходные 21–22 декабря
Самые интересные события в Москве
Культурный город
В Москве состоялся концерт Аиды Гарифуллиной
Оперная певица выступила на сцене Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского
Наш город
Департамент культуры Москвы опроверг информацию о закрытии школ искусств
В ведомстве сообщили о планах развивать и модернизировать детское допобразование