Почему фондовые рынки ставят рекорды, несмотря на эпидемию коронавируса

Аналитики считают действия инвесторов вполне рациональными
Инвесторы не так боятся коронавируса, как простые жители Китая
Инвесторы не так боятся коронавируса, как простые жители Китая / Kevin Frayer / Getty

Эпидемия коронавируса в Китае не стихает, число заразившихся и погибших увеличивается, аналитики снижают прогнозы роста экономики – прежде всего китайской, однако ее проблемы уже начали сказываться на деятельности компаний во многих странах. Но это не помешало мировым фондовым рынкам установить новые исторические рекорды на этой неделе. Индексы в США и еврозоне с понедельника росли три дня подряд и лишь в четверг немного просели после сообщения о резком увеличении числа инфицированных и погибших в Китае.

Чем же объясняются действия участников рынков, продолжающих покупать акции? Аналитики Goldman Sachs считают их рациональными.

В среду все три основных американских индекса, а также панъевропейский Euro Stoxx 600 обновили исторические максимумы. В четверг власти провинции Хубэй, где находится эпицентр вспышки коронавируса, сообщили о 14 840 новых случаях заражения (в 10 раз больше, чем днем ранее) и о росте числа смертей вдвое до 242. Индексы в Европе и США поначалу потеряли примерно 1%, но к концу дня почти полностью отыграли падение. В пятницу европейский рынок продолжил расти, азиатская сессия на большинстве рынков завершилась положительно.

Китайский рынок, снизившись в четверг, восстановился в пятницу. Он открылся обвалом 3 февраля после новогодних (по лунному календарю) каникул, но с тех пор отыграл почти все падение.

Ничего удивительного

«Инвесторы удивляются, насколько быстро восстановились рынки, особенно учитывая новости о влиянии вируса на экономическую активность, – написали в отчете аналитики Goldman Sachs. – Несмотря на это, мы считаем, что рынки действуют рационально».

Хотя восстановление и кажется несколько преждевременным, игроки хорошо осведомлены о предыдущих случаях с эпидемиями, прежде всего атипичной пневмонией (SARS) в 2003 г., отметил Goldman Sachs: тогда «рынки достигали дна, когда начинало снижаться число инфицированных». Темпы роста количества подтвержденных случаев заболевания замедляются с 5 февраля, говорится в отчете.

Быстрое восстановление рынков в четверг может объясняться тем, что новые данные о резком увеличении числа инфицированных объясняются новой методологией, которая включает клинически диагностированные, но не подтвержденные лабораторными тестами случаи. Инвесторы ориентируются прежде всего на статистику о подтвержденных случаях заболевания, подтверждает Джим Рейд, макростратег Deutsche Bank. Их число в провинции Хубэй «демонстрирует признаки стабилизации», приводит его слова Financial Times. После публикации обновленных данных в четверг изменений в масштабах распространения вируса не наблюдается, сообщила Всемирная организация здравоохранения.

Экономика под ударом

Между тем свидетельства отрицательного влияния эпидемии на экономическую активность множатся. Многие предприятия в Китае не начали работать 10 февраля после продленных выходных либо загружены лишь частично. В тяжелом положении малые и средние компании. Пострадали мировой туристический сектор и авиаперевозки. Еженедельные убытки сектора морских контейнерных перевозок составляют $350 млн в виде непоставленной продукции, сообщил в понедельник провайдер данных Sea-Intelligence.

Эпидемия ударит «по всему спектру» бизнесов Alibaba, предупредил в четверг гендиректор компании Дэниел Чжан, сообщая о росте чистой прибыли в IV квартале на 56% до $7,5 млрд. На платформах интернет-гиганта продается две трети товаров в китайском секторе онлайн-коммерции, так что деятельность Alibaba может считаться неплохим индикатором состояния экономики. Компания ожидает сокращения в I квартале выручки подразделений потребительских товаров и услуг, включая интернет-магазины Tmall и Taobao, доставку еды и др. (около 57% всей выручки Alibaba в IV квартале). Между тем до сих пор эти подразделения росли более чем на 30% в год.

Негативное воздействие эпидемии на бизнес Alibaba гораздо серьезнее, чем кто-либо ожидал, отметил Дэвид Дай, аналитик Bernstein: «Если уж у Alibaba дела обстоят таким образом, то у других и подавно. Нам нужно пересмотреть свои оценки влияния [эпидемии] на всю экономику».

Ликвидность поднимает все лодки

Почему же акции Alibaba не отреагировали на столь мрачные предостережения и продолжают торговаться вблизи исторического максимума, задается вопросом Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Большинство инвесторов уверено, что эпидемия коронавируса – история на один, в худшем случае на два квартала, однако стимулирующие меры, которые сейчас готовятся властями, будут оказывать положительный эффект на цены активов гораздо дольше, полагает он. Во время эпидемии SARS рынок откатился назад, но отыграл все потери в течение двух месяцев после того, как число заразившихся, то есть ежедневные данные о новых случаях, достигло пика, указывает Триси. «Теперь же инвесторы пропустили стадию коррекции и перешли сразу к сценарию восстановления, поскольку за последнее десятилетие их приучили полагаться на то, что ликвидность способна стимулировать рост цен на активы», – пишет Триси.

Инвесторы торопятся покупать акции, поскольку в пяти предыдущих случаях эпидемии рынок показывал сильный рост во время восстановительного периода, указывает Goldman Sachs. В Азии фондовый рынок вырастал на 18% и на 23% через 3 и 6 месяцев после достижения дна соответственно.

«Наш базовый сценарий – распространение вируса в целом будет взято под контроль к концу марта, а отрицательное воздействие на экономику в основном ограничится первым кварталом», – считает Марк Хефеле, директор по инвестициям UBS Global Wealth Management.

Медицинские эксперты, однако, призывают к осторожности. Слишком рано утверждать, что вспышка коронавируса завершится до апреля, заявил ABC главный врач Австралии Брендан Мерфи.