Стоит ли инвестировать, когда рынки «заражены» коронавирусом

«Горячие» инвестидеи могут стать ловушками для неопытных инвесторов
Koji Sasahara / AP
Koji Sasahara / AP

Наблюдая за скачками фондовых рынков и отдельных акций на новостях о коронавирусе или другой горячей теме, легко поддаться соблазну ввязаться в бой, чтобы сорвать джекпот. Но поиски быстрого заработка могут обернуться потерей значительных средств для неопытного инвестора.

Коронавирусная лихорадка

Многие фармкомпании с середины января резко подорожали на слухах о распространении нового смертоносного вируса, но вскоре отступили.

Например, котировки небольших компаний Inovio и Novavax после новостей о разработке ими лекарств от нового вируса в конце января всего за день взлетели на 26% и 71% до $5,32 и $9,82 соответственно. Акции Inovio с тех пор растеряли почти весь рост и к закрытию вторника стоили $3,39. Novavax подешевели на четверть до $7,17.

Акции еще одной фармкомпании Moderna, также занимающейся поисками вакцины, в прошлую пятницу подорожали на 17% до $23,24, стоило директору Национального института аллергических и инфекционных заболеваний США (сотрудничает с Moderna) заявить, что исследования идут «без сбоев». Еще в середине января стоимость акций Moderna едва превышала $20. К закрытию торгов 11 февраля бумаги компании подешевели до $21,35.

Но некоторые представители отрасли пока сохраняют достигнутый на коронавирусной теме уровень котировок. К примеру, акции американской компании Gilead после сообщения об обсуждении с учеными возможности использования ее экспериментального препарата ремдезивир для лечения коронавируса подорожали в период с конца января по 11 февраля на 7% до $67,76. На торгах в понедельник на пике их цена приближались к $69,5 – максимуму более чем за полгода.

Однако не факт, что цены акций Gilead вырастут еще больше или хотя бы продержатся достаточно долго на достигнутых уровнях.

В таких ситуациях растет спрос на продукцию фармкомпаний и усиливается спекулятивный интерес к сектору биотехнологий, подтверждает инвестиционный стратег «БКС премьер» Александр Бахтин. Но этот сектор исторически очень волатилен, напоминает он.

«Слухи и заявления о новых препаратах могут приводить к сильным движениям котировок, но они могут оказаться неоправданными, плюс от момента разработки до появления лекарства на полке пройдет минимум несколько месяцев», – поясняет портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Эдуард Харин.

Инвестиции в здравый смысл

Можно, конечно, попробовать заработать на спекулятивном росте и зайти в бумаги конкретных фармкомпаний, допускает Бахтин, но такая стратегия, по его мнению, подойдет только агрессивным игрокам: «Здесь нужно успеть вовремя купить бумаги и зафиксировать прибыль». Это удается далеко не всегда даже профессионалам. Бахтин не советует пускать на такие сделки более 5% портфеля.

Лучше критически относиться к всплывающим сейчас идеям в фармацевтике и биотехнологиях, призывает Харин. Впрочем, люди, опасаясь нового вируса, покупают любые разрешенные противовирусные препараты, а это может повысить финансовые результаты аптечных сетей и фармпроизводителей за I квартал, предполагает он.

Неискушенным инвесторам следует скептически относиться к идеям, выстреливающим на горячих новостях, категоричен руководитель отдела управления акциями УК «Открытие» Виталий Исаков: «Зачастую за взрывным ростом котировок стоят мошенничество и манипулирование рынком». Он приводит пример еще одной фармкомпании – американской Nanoviricides, котировки которой взлетели более чем в пять раз на ее заявлениях о работе над лекарством от коронавируса. Еще в середине января они торговались по $3,17 за бумагу, а к 31 января подорожали до $16,76. Но в феврале акции компании начали дешеветь и к закрытию торгов 11 февраля стоили лишь $7,68. «Если порыться в истории пресс-релизов Nanoviricides, то обнаружится, что в свое время Nanoviricides уже «побеждала» птичий грипп, лихорадку денге, эболу, СПИД, чуму свиней, еще раз СПИД и вот, наконец, коронавирус», – перечисляет Исаков. Он уверен, что рост ее бумаг скоро окончательно «сойдет на нет».

В целом высокая волатильность – это хороший повод поискать новые инвестиционные идеи и по-новому взглянуть на свой портфель, считает руководитель направления акций глобальных рынков УК «Система капитал» Никита Емельянов. «Посмотрите на те акции, которые вам казались дорогими. Возможно, они заметно скорректировались. Или, наоборот, в вашем портфеле есть акции, которые сильно выросли без существенных фундаментальных причин. Возможно, имеет смысл частично зафиксировать в них прибыль», – советует он. К примеру, сейчас толерантный к риску инвестор может обратить внимание на сильное падение цен на сырьевых рынках, особенно на нефть и промышленные металлы, замечает Емельянов: «Возможно, это хороший момент для входа в них на долгий срок».

Вирус дал возможность войти, в частности, в акции нефтегазовых и металлургических компаний, пострадавшие в последние пару недель, считает портфельный управляющий «Сбербанк управление активами» Дмитрий Постоленко.

Котировки обычно реагируют на резкий рост неопределенности на рынках чрезмерным снижением, что может создать привлекательные возможности для долгосрочных фундаментальных инвесторов, соглашается Исаков.

Но на российском и американском рынках таких чрезмерных снижений коронавирус не вызвал, подчеркивает он: «В целом, непрофессиональному инвестору не стоит делать ставки на отдельные акции. Другое дело, если бы новости привели к снижению широкого рынка на 10% и более – увеличение инвестиций в диверсифицированные портфели в такие моменты, как правило, является прибыльным шагом».

Бахтин не советует пытаться переиграть рынок в период неопределенности: инвестор не может точно знать, когда именно начнется коррекция в тех или иных бумагах и не упадут ли они в цене еще больше на следующий день после того, как он их купит. «Если инвестор ориентируется на долгий срок вложений – на 5–10 и более лет, – то лучше, независимо от лихорадки на рынках, придерживаться стратегии усреднения – инвестировать небольшими порциями, но регулярно, к примеру, раз в месяц», – заключает он.