Коронавирус угрожает производству iPhone, автомобилей и самолетов

Последствия эпидемии начинает ощущать не только сектор услуг
Остановка заводов из-за эпидемии может помешать планам Apple увеличить производство iPhone на 10% в первом полугодии
Остановка заводов из-за эпидемии может помешать планам Apple увеличить производство iPhone на 10% в первом полугодии / Wei Leng Tay / Getty

Вспышка коронавируса в Китае создает все больше проблем бизнесу. Первыми негативные последствия на себе ощутили компании, непосредственно взаимодействующие с потребителями. В частности, о временном закрытии своих магазинов и заведений в стране объявили Apple, Adidas, Nike, McDonald's, Starbucks, Levi Strauss, многие авиакомпании из разных стран прекратили или ограничили рейсы в Китай.

Потери уже несет туристический сектор. Китайцы – самая значительная группа иностранных туристов в США (7%), каждый из них, по данным Tourism Economics, тратит в среднем около $6000, включая перелет, проживание и расходы на месте, – больше, чем члены групп из других стран. По оценке Ассоциации туроператоров России, наш сектор группового въездного туризма может недосчитаться $100 млн (это только перелет и проживание), если ситуация не нормализуется. А около 3700 пассажиров и членов экипажа круизного лайнера Diamond Princess на 14 дней отправлены на карантин властями Японии; у 10 человек на борту обнаружен коронавирус. 

Теперь меры по борьбе с ним начинают мешать и производителям. 

Собирать iPhone будет некому? 

Эпидемия началась, когда миллионы китайцев разъехались по родным городам праздновать наступление Нового года по лунному календарю, который в этом году пришелся на 25 января. Но сейчас в провинции Хубэй (вспышка вируса произошла в ее столице Ухане) из-за карантина фактически заблокированы 50 млн человек, а многие города в стране продлили каникулы до 10 февраля. И ключевые поставщики Apple готовятся к тому, что десятки тысяч рабочих из-за введенных ограничений не вернутся на производство даже после этой даты, пишет Nikkei Asian Review со ссылкой на многих знакомых с ситуацией людей. По словам некоторых из них, людей для возобновления полноценного производства сейчас недостаточно. 

Возможная нехватка рабочих – не единственная проблема. Если выяснится, что хотя бы один рабочий инфицирован, на дезинфекцию придется закрыть весь завод. «Это создает большую неопределенность и риски, – сказал Nikkei поставщик компонентов для Apple и Huawei. – Нам очень трудно решить, позволять ли работать на заводах такому большому числу людей, как обычно». 

Это может помешать планам Apple увеличить производство iPhone на 10% до 80 млн штук в первом полугодии. 

Крупнейшие сборщики iPhone – Foxconn и Pegatron, на чьих заводах работают 430 000 и 200 000 человек соответственно. Foxconn заявила, что возобновит работу 10 февраля и что эпидемия атипичной пневмонии (SARS) в 2002–2003 гг. научила ее следить за состоянием здоровья сотрудников. Pegatron тоже планирует возобновить производство 10 февраля. 

Обычно во время каникул их заводы работают, но не на полную мощность. По словам источника Nikkei, Foxconn собирается на следующей неделе обеспечить загрузку мощностей хотя бы на 50%. Apple отказалась дать комментарии Nikkei. 

Вирус подрезал крылья Airbus

Завод Airbus в Тяньцзине выпускает лайнеры A320neo, по шесть в месяц. Это около 10% мирового производства этой модели, самой популярной у Airbus. Компания сообщила в среду об остановке завода. Это может привести к задержкам в поставках A320neo азиатским авиаперевозчикам. Длительное закрытие завода может отрицательно сказаться на денежном потоке, говорится в заявлении Airbus, так как клиенты обычно оплачивают заказы после поставки самолетов.

С проблемами могут столкнуться и другие производители смартфонов. Например, у Xiaomi есть заводы в Ухане, а там производство возобновится не раньше 24 февраля, отмечает Financial Times. Samsung хоть и переместил сборку своих смартфонов полностью за пределы Китая, но продолжает закупать там компоненты. По оценкам Yuanta Investment Consulting, глобальные поставки смартфонов в этом году могут сократиться на 5–10%. 

У производителя телекоммуникационного оборудования Ericsson в Китае 11 000 сотрудников, в том числе 450 в Ухане, но у компании гибкие производственные цепочки, заявил ее представитель. 

Автозаводы боятся вируса

Китайские компоненты используют и производители автомобилей по всему миру. 

«Камаз» еще в конце января предупредил, что из-за коронавируса может скорректировать производственный план. Почти 80 наименований комплектующих производитель грузовиков закупает в Китае, китайские элементы есть и в составе многих остальных запчастей. Запасов «Камаза» хватит для полноценной работы в феврале, но уже в марте могут возникнуть проблемы. 

Из-за сбоев в цепочках поставок под угрозой может оказаться производство в Японии и других странах Азии, считают аналитики Nomura. Hyundai уже заявила, что с 7 февраля на несколько дней приостановит производство на всех своих заводах в Южной Корее. Хотя это не затронет другой ее бренд – Kia. 

Некоторые другие автопроизводители и их поставщики в США и Европе через несколько недель тоже могут приостановить производство, пишет FT со ссылкой на их топ-менеджеров. У большинства есть альтернативные поставщики, но этого все равно может оказаться недостаточно, отмечает Джастин Кокс из исследовательской компании  LMC Automotive. Сейчас автокомпании пытаются оценить последствия приостановки производства в Китае. «Но мы попросту не знаем масштаб проблемы, или как долго это будет продолжаться», – приводит издание слова Кокса. 

Многие автопроизводители, включая Ford, PSA Peugeot Citroen, Nissan и Honda, приостановили работу своих совместных предприятий в Китае. Tesla, недавно открывшая завод в Шанхае, остановила производство, запланированные на февраль поставки машин задержатся. Nissan надеется, что некоторые ее заводы возобновят производство после 14 февраля.