МЭА ждет самого сильного падения спроса на нефть за десятилетие

Эпидемия коронавируса мешает попыткам ОПЕК сбалансировать рынок
ОПЕК прогнозирует менее значительное падение спроса на нефть, чем МЭА
ОПЕК прогнозирует менее значительное падение спроса на нефть, чем МЭА / Наталия Федосенко / ТАСС

Среднесуточный мировой спрос на нефть снизится на 435 000 баррелей в годовом выражении в I квартале 2020 г., прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА). Последний раз столь сильное квартальное падение происходило более 10 лет назад во время мирового финансового кризиса, говорится в его ежемесячном докладе. Также МЭА ухудшило прогноз увеличения спроса по итогам всего 2020 г. с 1,19 млн до 825 000 барр./сутки, самого низкого уровня с 2011 г. 

Причиной стала эпидемия коронавируса, парализовавшая китайскую экономику, крупнейшего потребителя многих сырьевых товаров, включая нефть. Банк HSBC снизил прогноз роста китайского ВВП в этом году с 5,8 до 5,3%, при том что в прошлом году темпы роста и так уже оказались самыми низкими с 1990 г. (6,1%). Эпидемия уже отразилась на туризме, торговле и цепочках поставок, поэтому в I квартале ВВП вырастет и вовсе лишь на 4,1% в годовом выражении, считают аналитики HSBC. 

Накануне свои прогнозы также ухудшила Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Она снизила оценку глобального роста спроса в этом году на 230 000 до 990 000 барр./сутки в 2020 г., также назвав главной причиной коронавирус. 

При этом пока аналитики не впадают в панику и ждут V-образного восстановления после провала в I квартале. «Стоит отметить, что эти прогнозы предполагают наиболее сильное ухудшение ситуации со спросом на нефть в I квартале и его последующее восстановление», – сказал Reuters Гарри Чилингирян, глобальный стратег по мировому нефтяному рынку BNP Paribas. Еврокомиссия в четверг сохранила свой прежний прогноз роста ВВП ЕС (на 1,2% в этом году), однако отметила: он основан на предположении, что пик эпидемии придется на I квартал и будет иметь «относительно ограниченное влияние» на мировую экономику.

Нефть в четверг сначала подешевела, но затем цены выросли. К 18.00 мск нефть марки Brent подорожала на 0,9% до $56,27 за барр., а WTI – на 0,7% до $51,51 за барр. Их стоимость снизилась почти на 20% по сравнению с пиковыми значениями в начале январе. 

Вспышка коронавируса повлияет на экономику и спрос на нефть сильнее, чем эпидемия атипичной пневмонии (SARS) в 2003 г., считает МЭА. Тогда Китай потреблял только 5,7 млн барр./сутки, а в прошлом году – 13,7 млн барр./сутки (почти 14% от глобального спроса). Как отмечает МЭА, страна обеспечила более 75% роста мирового спроса на нефть в 2019 г. 

Ограничения на въезд в Китай и выезд из него, а также карантин внутри страны уже привели к сокращению потребления нефти. 13 февраля госкомпания China National Chemical Corp объявила о закрытии нефтеперерабатывающего завода мощностью 100 000 барр./сутки и сокращении производства на двух других НПЗ. В свою очередь МЭА ухудшило прогноз по среднесуточному производству китайских НПЗ в I квартале на 1,1 млн барр. и теперь ожидает, что оно сократится на 500 000 барр. 

Глобальное предложение нефти в январе сократилось на 800 000 барр./сутки в годовом выражении до 100,5 млн барр., по данным МЭА. Если бы не коронавирус, ОПЕК, возможно, удалось бы сбалансировать нефтяной рынок в этом году, отмечает агентство. 

В начале февраля технический комитет соглашения ОПЕК+ (участвуют Россия, члены ОПЕК и еще ряд добывающих стран) порекомендовал сократить среднесуточную нефтедобычу еще на 600 000 барр. до июня в связи со снижением спроса из-за коронавируса. Но крупнейшие российские нефтяные компании склоняются к продлению соглашения во II квартале на прежних условиях. Они предполагают снижение совокупной добычи на 1,7 млн баррелей по сравнению с уровнем октября 2018 г., а квоты действуют до конца марта.