Как могут дальше развиваться события в Венесуэле
Ставка оппозиции на быстрое свержение Мадуро не сработалаВенесуэльская оппозиция и США надеялись, что им удастся быстро добиться отстранения Николаса Мадуро от власти, пишет The Wall Street Journal. Но прошло уже три недели с тех пор, как лидер оппозиции и Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо провозгласил себя временным президентом, а Мадуро остается на своем посту и по-прежнему пользуется поддержкой армии.
Чем дольше продлится нынешняя ситуация, тем выше риски жестокого противостояния и усугубления экономического кризиса в Венесуэле, предупреждают эксперты.
Кто за этим стоит
Когда Гуайдо провозгласил себя временным президентом 23 января, его тут же признали легитимным лидером США, Канада и многие страны Латинской Америки. Со стороны это кажется тщательно продуманным планом, но на самом деле было рискованной попыткой небольшой группы оппозиционеров изменить сложившуюся ситуацию, из которой не видно было выхода; их выступление стало неожиданным даже для большинства противников Мадуро, писала ранее WSJ со ссылкой на людей, знакомых с положением дел.
Долгое время у венесуэльской оппозиции были серьезные разногласия по поводу того, как противостоять Мадуро. Однако в прошлом году четверо из ее лидеров стали понимать, что приближается пора действовать: около 60 стран назвали прошедшие президентские выборы нелегитимными, к власти в США и Европе пришли противники Мадуро, а в самой Венесуэле инфляция превысила 1 000 000%, усугубилась и без того острая нехватка продовольствия и медикаментов, сильно уменьшилась нефтедобыча. Поэтому в декабре они – Леопольдо Лопес, с 2017 г. находящийся под домашним арестом политический наставник Гуайдо; Антонио Ледесма, живущий в Испании после выхода из тюрьмы и домашнего ареста; Мария Корина Мачадо, которую режим Мадуро исключил из Национальной ассамблеи в 2014 г.; и Хулио Боргес, бежавший в Колумбию из-за угрозы ареста, – стали активно обсуждать стратегию в приложении для видеоконференций Zoom.
Решающим моментом стало 4 января, когда 14 стран Латинской Америки и Канада призвали Мадуро передать власть Национальной ассамблее. Хотя убедить Гуайдо провозгласить себя временным президентом удалось только 22 января, когда вице-президент США Майк Пенс позвонил ему и заверил в поддержке Вашингтона.
«Люди, придумавшие этот план в Каракасе и продавшие его [в Вашингтоне], обещали, что если Гуайдо выступит, а [латиноамериканские страны] и США его поддержат, военные встанут на его сторону и Мадуро уйдет, – приводит WSJ слова бывшего высокопоставленного американского чиновника. – Они думали, что на это потребуется 24 часа».
План «Б»
Рейтинги Мадуро крайне низки: согласно социологическому опросу Datanálisis в начале января, его поддерживали 19% населения, 42% респондентов желали его свержения в результате военного переворота, а более трети были не против внешней военной интервенции. Однако президента поддерживают военачальники, для которых он, как говорил «Ведомостям» Ив Мори, основатель и гендиректор колумбийского Foundacion Capital, создал прекрасные возможности для коррупции. Генералы лояльны Мадуро, так как получают долю прибыли от добычи золота и нефти и дистрибуции продовольствия, цитирует WSJ военного аналитика Росио Сан-Мигеля: «На верхушку власти в Венесуэле нельзя попасть случайно. Эти люди преданы [Мадуро] и получают блага революции».
Кроме того, по словам Сан-Мигеля, кубинские спецслужбы помогают Мадуро выявлять заговорщиков в армии и пресекать восстания.
План оппозиционеров основан на предположении, что смена власти пройдет быстро, «но каков план В?», рассуждает президент аналитического центра Межамериканский диалог Майкл Шифтер: «Что произойдет, если санкции продлятся еще полгода? Будет катастрофа. И еще больше беженцев из Венесуэлы в странах Южной Америки».
Президент США Дональд Трамп в среду на вопрос о том, есть ли у него запасной план на случай, если Мадуро останется у власти, ответил: «У меня всегда есть план B, и C, и D, и E, и F».
По мнению экономиста Barclays Алехандро Арреасы, наиболее вероятный сценарий – смена власти в результате политического решения в ближайшие полтора месяца, так как санкции США против нефтяного сектора Венесуэлы начнут оказывать сильное давление на экономику. «Если политическое решение не будет найдено в ближайшее время, страна может оказаться на пути к полной анархии, и это подорвет возможности для ее восстановления», – приводит WSJ его слова.
По оценкам Арреасы, в ближайшие 4–5 месяцев нефтедобыча Венесуэлы может снизиться с нынешних 1,1 млн до 400 000 баррелей в день. При этом американские санкции уже запрещают импортерам переводить госкомпании PDVSA платежи за нефть, а ее поставки в США были практически единственным источником твердой валюты для Каракаса. Поэтому многие танкеры сейчас просто стоят у берегов Венесуэлы, пока режим Мадуро не найдет новых покупателей и способ обойти санкции.
В среду оппозиция назначила собственные советы директоров в PDVSA и ее американской «дочке» Citgo. Хотя пока неясно, как ее люди смогут получить фактический контроль над компаниями. Все они сейчас живут за пределами Венесуэлы.
Если экономическая ситуация продолжит ухудшаться, а Мадуро – оставаться у власти, оппозиция может лишиться поддержки населения. «Люди никогда не полюбят Мадуро, – отмечает специалист по опросам общественного мнения Луис Висенте Леон (цитата по WSJ). – Но есть большой риск, что они начнут обвинять оппозицию в дальнейшем падении уровня жизни и неспособности свергнуть Мадуро».
Гуманитарная помощь
Важным днем в противостоянии сторон может стать 23 февраля. В начале месяца в колумбийский город Кукута прибыли грузовики с гуманитарной помощью, которую организовали оппозиция и США. Однако Мадуро продолжает отрицать наличие голода в Венесуэле и называет гуманитарную помощь предлогом для военного вторжения. Он распорядился перекрыть мост, соединяющий город с Венесуэлой, и не пропускать конвой. Спустя несколько дней Гуайдо заявил, что гуманитарная помощь попадет в страну 23 февраля вне зависимости от согласия Мадуро. По его словам, он отдал «приказ» военным пропустить конвой.
Во вторник правительство пообещало выставить на границе в качестве преграды осужденных из ближайшей тюрьмы, а губернатор приграничного штата заявил, что вооружил ополченцев и приказал им стрелять по оппозиционерам, которые попытаются пересечь границу с гуманитарной помощью, пишет WSJ.
Оппозиция хочет усилить давление на правительство, так как военные окажутся перед выбором – ослушаться Мадуро и пропустить караван или вызвать еще большее недовольство населения. Но риски есть и для оппозиции. Такие организации, как Международный комитет Красного Креста, отказались участвовать в доставке помощи, чтобы сохранить нейтралитет в этом политическом конфликте. Оппозиция утверждает, что нашла около 200 000 волонтеров. Но даже если они пересекут границу, им будет трудно доставить помощь до наиболее нуждающихся венесуэльцев. «Непонятно, как они собираются сделать это, – приводит WSJ слова колумбийского активиста Вильфредо Каньисареса. – Надеюсь, это не закончится трагедией».