Чего добился Николас Мадуро на посту президента Венесуэлы
В четверг прошла его инаугурация на второй шестилетний срокВ четверг состоялась инаугурация президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Он останется на посту на второй шестилетний срок, хотя его политика привела к дефолту, инфляция достигла почти 1 700 000%, а миллионы граждан бежали из страны.
Мадуро был переизбран еще в мае 2018 г., на выборах у него был всего один соперник, так как остальные кандидаты от оппозиции отказались в них участвовать. Результаты голосования сильно разошлись с большинством опросов, которые перед выборами отдавали преимущество его конкуренту Энри Фалькону. Поэтому оппозиция, латиноамериканские страны и США считают эти выборы, на которых Мадуро, по официальным данным, получил более 67%, нечестными. Ранее Мадуро также лишил полномочий контролируемый оппозицией парламент — Национальную ассамблею, учредив вместо нее Конституционное собрание, имеющее право менять конституцию.
Процедура вступления в должность прошла не в здании парламента, как это делалось всегда, а в Верховном суде. На церемонии инаугурации Россию представлял заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов. Участвовали делегации из Южной Осетии (независимость которой Венесуэла признала при Уго Чавесе в 2009 г., поздравить Мадуро приехал президент Южной Осетии Анатолий Бибилов), Кубы, Алжира, Боливии.
Экономический и миграционный кризис
Правительство Мадуро уже несколько лет не публикует официальную статистику, но Национальная ассамблея пытается отслеживать экономическую ситуацию. Накануне инаугурации она сообщила, что цены в 2018 г. выросли на 1 698 488%. «Венесуэла становится одной из трех стран с самой высокой инфляцией в мировой истории», – написал в Twitter руководитель комиссии по финансам и экономическому развитию Национальной ассамблеи Рафаэль Гусман.
В этом году, по прогнозам МВФ, инфляция может достичь 10 000 000%. ВВП в 2018 г., по оценке фонда, сократился на 18%.
В августе правительство повысило минимальный размер оплаты труда в 60 раз и провело деноминацию, убрав с банкнот пять нулей, а в ноябре повысило МРОТ еще на 150% до 4500 боливаров. Но это все равно менее $10 на черном рынке, отмечает Reuters. А делать покупки в стране и так сложно из-за дефицита товаров повседневного спроса. К тому же ЦБ Венесуэлы безостановочно печатает деньги, а гиперинфляция снова их обесценивает.
Кризис в Венесуэле создает проблемы ее соседям: по оценкам ООН, более 3 млн венесуэльцев (10% населения) покинули страну с 2014 г. Это больше, чем прибыло в Европу из стран Африки и Ближнего Востока за последние четыре года, отмечает Financial Times. Возле консульства Испании в Каракасе каждый день стоят огромные очереди, так как люди надеются получить визу и улететь в Европу. По прогнозам Brookings Institution, в ближайшие годы страну могут покинуть еще 5–7 млн человек.
Больше всего мигрантов из Венесуэлы приняла Колумбия – свыше 1 млн человек. «К сожалению, все указывает на то, что это только начало», – приводит FT слова Фелипе Муньоса, советника правительства Колумбии по вопросам границы с Венесуэлой. Власти Колумбии утверждают, что им нужно тратить на мигрантов $1,5 млрд. По оценкам Всемирного банка, из-за притока мигрантов ВВП Колумбии в 2019 г. окажется на 0,4% ниже, чем мог бы быть.
Реакция других стран
США, Евросоюз и некоторые страны Латинской Америки, например Бразилия и Колумбия, считают режим Мадуро незаконной диктатурой, поэтому ввели против него и других высокопоставленных лиц санкции. В начале января более 10 стран Латинской Америки и Канада призвали Мадуро добровольно передать власть национальной ассамблее, назвав это единственным способом восстановить демократию в стране.
Во вторник США усилили давление на Каракас, введя санкции против президента медиакорпорации Globovision Рауля Горрина и еще нескольких бизнесменов, пишет The Wall Street Journal. Вашингтон обвиняет их в том, что они пользовались связями в правительстве для покупки долларов по выгодному курсу и их перепродажи на черном рынке. Предполагается, что таким образом они заработали миллиарды долларов и вывели их за границу.
Правительство Мадуро по-прежнему поддерживают Россия, Китай и Турция. Последняя в прошлом году приобрела у центробанка Венесуэлы золота примерно на $1 млрд, писала WSJ. Сам Мадуро в конце прошлого года посетил Пекин и Москву. По итогам встречи с президентом Владимиром Путиным он заявил, что Россия намерена инвестировать более $5 млрд в нефтяную отрасль Венесуэлы, более $1 млрд – в другие добывающие сектора (в основном золото), а также поставит 600 000 т зерна. В свою очередь Путин осудил попытки повлиять на Венесуэлу силой.
Инвестиции на $5 млрд позволят увеличить нефтедобычу в Венесуэле на 1 млрд баррелей в день, заявил тогда Мадуро, это означало бы ее удвоение. Но в России выразили сомнения в справедливости его слов, писала FT. «Это не очень похоже на реальность», – приводила газета слова человека, близкого к «Роснефти», которая не делала заявлений, аналогичных заявлению Мадуро. Кроме того, источники FT отметили, что размер названных венесуэльским президентом инвестиций «подозрительно» похож на размер уже существующих сделок.
По оценкам Reuters, начиная с 2006 г. правительство России и «Роснефть» выдали Каракасу не менее $17 млрд кредитов. Госкомпания PDVSA постепенно расплачивается по ним поставками нефти.
Долги перед кредиторами
Осложняет ситуацию то, что Венесуэла допустила дефолт почти по всем своим долговым обязательствам. Сейчас в обращении находятся ее облигации примерно на $60 млрд. Но Каракас продолжает платить только по долларовым еврооблигациям PDVSA на $2,5 млрд, поскольку они обеспечены контрольным пакетом акций принадлежащей ей американской нефтеперерабатывающей компании Citgo. Остальные 49,9% акций Citgo заложены по выданному «Роснефтью» кредиту на $1,5 млрд с 2016 г. Хотя Каракас все равно рискует потерять контроль над Citgo, если не компенсирует канадской Crystallex потери в размере $1,4 млрд за то, что несколько лет назад отнял у нее право на разработку крупного месторождения золота.
В декабре группа инвесторов потребовала от Венесуэлы досрочно погасить и выплатить проценты по облигациям на $1,5 млрд, по которым она допустила дефолт еще в январе 2018 г. Есть риск, что другие кредиторы последуют их примеру.
Отношение к президенту
Как показал недавний опрос Datanálisis, Мадуро поддерживают лишь 19%. Кроме того, 42% респондентов желают его свержения в результате военного переворота, а более трети – не против внешней военной интервенции. В августе на Мадуро даже было совершено покушение в Каракасе. Однако «вопреки всему Мадуро смог удержать власть в последние полтора года», отмечает Дэвид Смилд из исследовательского Университета Тулейн в США. Поэтому президент укрепил свое политическое влияние, считает он.
До сих Мадуро удавалось удерживать власть благодаря поддержке армии и бедных слоев населения, зависящих от госсубсидий на продукты питания. Но главный экономист инвестбанка Torino Capital Франсиско Родригес допустил, что это не будет продолжаться вечно. «Его поддержка вполне может опуститься ниже даже того уровня, который нужен авторитарным лидерам, чтобы оставаться у власти», – сказал Родригес (цитата по FT).