Отчаявшиеся венесуэльцы начали искать золото

Из-за тяжелейшего кризиса они перестали беречь уникальный национальный парк
Национальный парк Канайма, где находится самый высокий в мире водопад Анхель (на фото), входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Горнодобывающие работы там незаконны
Национальный парк Канайма, где находится самый высокий в мире водопад Анхель (на фото), входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Горнодобывающие работы там незаконны / Jorge Silva / Reuters

Проживающее в Венесуэле индейское племя пемонов давно охраняет национальный парк Канайма, где находится самый высокий в мире водопад Анхель. Но экономический кризис вынудил их бросить работу в сфере туризма и начать искать золото, разрывая огромные открытые карьеры. «Мы, пемоны, всегда были защитниками окружающей среды и этой земли, – говорит местный офицер Абрахан Сандоваль. – Но ситуация превратила нас в разрушителей собственного жилища».

Президент Николас Мадуро видит в золоте спасение Венесуэлы от тяжелейшего экономического кризиса в ее истории. На фоне дефицита еды и бегства миллионов граждан за границу Мадуро выделил почти 70 000 кв. км земли около парка для добычи золота и других ценных минералов. «Думаю, самым желанным и популярным подарком на рождество будет золотой сертификат, – заявил недавно Мадуро. – Золото! Золото! Оно никогда не дешевеет».

Инфляция в Венесуэле может превысить 1 300 000% в этом году, поэтому пемонам золото уже заменило обесценившийся боливар. В местных деревнях торговцы взвешивают частицы золота на весах и продают, например, килограмм риса за 0,38 г золота, а пол-литра бензина – за 0,05 г.

Природная катастрофа

Горнодобывающие операции на территории национального парка Канайма незаконны, так как он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В парке размером с Бельгию много редких растений и животных, а также древние уникальные горы и геологические породы.

Золотая лихорадка может нанести непоправимый урон Канайме, предупреждают защитники окружающей среды. Добыча ведется сразу на нескольких фронтах – на суше остаются широкие карьеры, заполненные водой с загрязняющими веществами; также охотники за золотом ищут его в иле рек, используя при этом ртуть. Работают они часто ночью, чтобы избежать встречи с охраняющими парк военными патрулями.

Венесуэльская группа защитников окружающей среды SOS Orinoco призвала ООН объявить Канайму объектом наследия, находящимся под угрозой, как Алеппо в Сирии, чтобы заставить правительство остановить добычу золота. Представитель ЮНЕСКО сказал, что организация запросила у Каракаса информацию о том, не оказался ли парк под угрозой, но правительство не ответило. Министерства информации и туризма Венесуэлы не ответили на запросы о комментариях.

Сила оружия

Торговлю золотом контролируют вооруженные группировки, а правительство не проявляет желания защитить природу, сказано в докладе SOS Orinoco. Министерство обороны отказалось от комментариев.

Мадуро поручил армии обеспечивать безопасность и следить за добычей золота возле парка, но при этом военные поставляют топливо и оборудование тем, кто ищет золото на его территории. «Военные – основные бенефициары и организаторы этой катастрофы», – говорит оппозиционер Америко де Грасия.

Солдаты периодически устраивают рейды, отбирая золото у авантюристов. Но, по словам местных жителей, они оставляют его себе, поэтому у них нет стимула останавливать добычу.

Золото покупают правительственные посредники, а центробанк Венесуэлы отправляет его в Турцию. Каракас утверждает, что там оно обрабатывается и находится вне досягаемости санкций США. Вашингтон недавно запретил американцам участвовать в добыче золота в Венесуэле, так как эта деятельность обеспечивает режим Мадуро финансированием. В этом году Турция приобрела у Венесуэлы золота примерно на $1 млрд. Турецкие посольства в Вашингтоне и Каракасе не ответили на запросы о комментариях.

Золотой бум привлекает не только авантюристов, но и преступные группировки и колумбийскую повстанческую Армию национального освобождения, говорят венесуэльские оппозиционеры и диссиденты. Это приводит к столкновениям, в результате которых только в октябре погибли 17 человек, в основном горняки.

Нет другого выбора

В официальных заявлениях венесуэльские чиновники утверждают, что добыча золота в Канайме запрещена. Но пемоны говорят, что правительство не предлагает им других альтернатив, поэтому многие намерены и дальше искать золото. Не многие местные жители могут купить муку, масло и другие продукты, которые поставляют военные, ведь те продают их, пусть и дешево, за боливары, которых практически ни у кого нет.

Пока пемоны полагаются на добычу золота. В сентябре жители одной из местных деревень нашли около 60 унций. На международном рынке одна унция стоит более $1200, а там – $600. Примерно за одну унцию золота пемоны наняли самолет, который доставил им еду и бытовые товары.

Некоторые пемоны опасаются, что добыча золота отпугнет туристов. Раньше местную деревню Камарата посещало около 100 туристов в неделю. «Мы не будем добывать золото вечно. Это только на время», – говорит местный житель Элио Манрике.

Но перемены в обществе уже заметны. Если раньше родители отправляли детей на курсы английского, чтобы они могли стать гидами, то теперь посылают их на рудники. Бывший капитан Ортенсия Берти отмечает, что из-за золота и раздаваемой государством еды жители деревни стали ленивыми: «Все здесь хотят лишь быстро разбогатеть. Не этого ждали от нас предки».

Перевел Алексей Невельский