Нефтяной сектор Венесуэлы разваливается на глазах

Китай и Россия денег больше не дают, требуют защитить своих сотрудников от насилия
<br>Нефтяные вышки (на фото – скульптура рядом со зданием госкомпании PDVSA в Каракасе) приносят Венесуэле все меньше и меньше денег

Нефтяные вышки (на фото – скульптура рядом со зданием госкомпании PDVSA в Каракасе) приносят Венесуэле все меньше и меньше денег
/ Ivan Alvarado / Reuters

Когда генерал-майор Национальной гвардии Мануэль Кеведо возглавил министерство нефти и энергетики Венесуэлы и нефтяную госкомпанию PDVSA в ноябре 2017 г., он обещал увеличить нефтедобычу на 1 млн баррелей в день и искоренить коррупцию. Но спустя полгода она сократилась на 23%, или 450 000 баррелей в день, воровство увеличилось, менеджеры массово покидают PDVSA, а ее работники призывают Кеведо уйти. С ними согласны союзники Венесуэлы – Россия и Китай. А пока еще работающие в стране западные компании, такие как Total и Chevron, нервничают все сильнее.

Перспективы страны, обладающей крупнейшими в мире запасами нефти, по-видимому, продолжат ухудшаться. По мнению аналитиков, к концу года добыча может упасть еще на 0,5 млн баррелей в день, что способно еще выше подтолкнуть цены на нефть. Вероятность этого увеличится, если США введут очередные санкции против Каракаса после президентских выборов 20 мая (потенциальных соперников президент Николас Мадуро уже изолировал), а иностранные партнеры по совместным предприятиям продолжат испытывать проблемы или уходить из страны. «Там не хватает машин, инструментов и вообще всего», - заявил на прошлой неделе аналитикам гендиректор Total Патрик Пуянне. По сообщению крупнейшей в мире нефтесервисной компании Schlumberger, добыча нефти в Венесуэле находится в «свободном падении».

Генерал-майор Кеведо, как большинство членов совета директоров PDVSA, лоялен Мадуро, но не обладает достаточными профессиональными знаниями. При этом недавно благодаря специальному указу он получил широкие полномочия, позволяющие ему менять все контракты практически по собственному желанию. В результате на прошлой неделе два менеджера Chevron были арестованы по обвинению в госизмене после того, как отказались подписывать контракты по завышенным ценам. Chevron добывает в Венесуэле 50 000 баррелей в день, но общая добыча с PDVSA, партнером по совместному предприятию, может достигать 150 000 баррелей. «Часть этой добычи теперь может быть под угрозой, – говорит Луиза Паласиос из консалтинговой фирмы Medley Global Advisors. – Нападать на Chevron и рубить сук, на котором сидишь, – такое никак нельзя назвать стабилизацией нефтедобычи».

По оценкам Medley, к концу года добыча в Венесуэле сократится с нынешних 1,5 млн до 1,1 млн баррелей в день. JPMorgan прогнозирует, что она может уменьшиться до 1,2 млн баррелей, но считает «очень высоким» риск падения ниже 1 млн баррелей.

Падение нефтедобычи до 30-летнего минимума еще больше уменьшило доходы правительства Мадуро, при котором ВВП уже сократился более чем на четверть и не первый год свирепствует гиперинфляция. Венесуэла допустила дефолт по облигациям на $70 млрд, из-за которого теперь отрезана от нового финансирования. От Каракаса отвернулись даже такие ключевые союзники, как Пекин. Китайские госбанки одолжили Венесуэле более $60 млрд в виде обеспеченных нефтью кредитов в 2007-2016 гг., но в прошлом году не выдали новых займов. Как сообщило агентство Reuters, в конце апреля истек двухлетний льготный период погашения оставшейся перед Китаем задолженности в размере $19 млрд.

<br>Нефтяные вышки (на фото – скульптура рядом со зданием госкомпании PDVSA в Каракасе) приносят Венесуэле все меньше и меньше денег

Венесуэла также должна миллиарды долларов России и «Роснефти». Долг перед последней обеспечен 49% акций Citgo, нефтеперерабатывающего подразделения PDVSA в США. Китай и Россия пытаются заставить Мадуро найти замену Кеведо и принять меры для защиты их сотрудников от насилия и грабежей, утверждает агентство Argus. Тем временем Международная торговая палата постановила в конце апреля, что Каракас должен выплатить $2 млрд ConocoPhillips за принудительную национализацию ее активов в 2007 г.

«Экономика не является определяющим фактором для правительства Мадуро, но ему становится все сложнее применять необходимые ресурсы. США, между тем, все лучше понимают, как увеличить давление на Каракас», - говорит бывший сотрудник МВФ Роберт Хан, пристально следящий за ситуацией в Венесуэле.

Ключевым испытанием станут президентские выборы 20 мая. США, ЕС и 15 крупнейших стран Латинской Америки уже заявили, что не признают их результат, поскольку все кандидаты от оппозиции кроме одного к ним не допущены. Ожидается, что победа Мадуро, которая почти не вызывает сомнений, спровоцирует введение новых санкций. В качестве прелюдии США и еще 15 государств, включая Японию, в апреле договорились усилить наблюдение за венесуэльскими чиновниками, подозреваемыми в хищении государственных средств, предназначенных для закупки продовольствия. По данным США, коррумпированные чиновники с помощью подставных иностранных компаний присваивают себе до 70% средств.

Но еще больше проблем возникнет, если США решат ограничить закупки венесуэльской нефти, которые сейчас составляют почти 500 000 баррелей в день. «Нефтяное эмбарго США нанесет Венесуэле быстрый и серьезный удар, – говорится в недавнем докладе консалтинговой фирмы IPD Latin America. - [Но] похоже, что основные риски будут больше связаны с гуманитарными вопросами и возможным снижением безопасности в регионе».

<br>Нефтяные вышки (на фото – скульптура рядом со зданием госкомпании PDVSA в Каракасе) приносят Венесуэле все меньше и меньше денег

Перевел Алексей Невельский