На спасение Венесуэлы может потребоваться $30 млрд – ежегодно
Реорганизация может оказаться сложнее, чем в Греции и Аргентине, опасаются в МВФСпециалисты МВФ начали оценивать, какая финансовая помощь может потребоваться Венесуэле для восстановления экономики и реструктуризации долга. Хотя Каракас разорвал отношения с МВФ еще в 2007 г. и специалисты фонда не проводили исследований ситуации в стране уже 13 лет, они в последние месяцы стали неофициально проводить расчеты возможной программы кредитования. Об этом пишет Financial Times.
По их оценкам, Венесуэле потребуется больше денег, чем Греции, фонду придется сделать исключение из правил кредитования (за что его сильно критиковали в случае с той же Грецией). К тому же план помощи будет крайне сложно реализовать с политической точки зрения.
Официально представители МВФ заявляют, что ни о каком спасении Венесуэлы сейчас речи не идет, они просто ведут обычное наблюдение, а контакты с правительством президента Николаса Мадуро практически не поддерживаются. «В рамках мандата по анализу мы собираем информацию и внимательно отслеживаем ситуацию», - сказал представитель фонда. Венесуэла переживает «полномасштабный экономический, гуманитарный и политический кризис, конца которому не видно», к 2018 г. ее ВВП сократится на 35% от уровня 2014 г., а годовая инфляция составляет около 1000%, говорится в недавнем докладе МВФ. Из-за нехватки валюты импорт за последние пять лет сократился на 80%, при том что подавляющая часть продовольствия и медикаментов поставляется как раз из-за рубежа.
Критичность ситуации заставляет МВФ, который сильно критиковали за лихорадочные и неподготовленные действия в борьбе с долговым кризисом в Греции, начать готовиться к возможной работе с Каракасом. «Нужно, чтобы рынок был должным образом к этому подготовлен», - сказал FT высокопоставленный сотрудник фонда. «С точки зрения сложности это будут Аргентина [объявившая в 2001 г. крупнейший в истории дефолт почти на $100 млрд] и Греция в одной корзине», - добавил Дуглас Редикер, бывший представитель США в МВФ.
Обычно размер программы кредитования МВФ, которая длится 3-4 года, ограничен 435% от квоты страны. В случае с Венесуэлой это было бы $23 млрд, другие международные институты могут предоставить по $2 млрд, США и страны Европы – до $5 млрд по двусторонним кредитам. В итоге общая сумма кредитов в рамках всей программы может достичь $32 млрд.
Однако Венесуэле столько может требоваться ежегодно, говорят расчеты МВФ.
Чтобы восстановить импорт до уровня 2015 г. ($35 млрд), увеличить потребление и частично восстановить основные фонды, потребуется ежегодная поддержка по платежному балансу в размере $22 млрд. Также нужно финансировать бюджетный дефицит, который сейчас составляет около 7% ВВП. В итоге необходимая помощь международного сообщества может составить $30 млрд в год.
Получить такие средства возможно, лишь если Каракасу удастся убедить МВФ и его акционеров, включая США, предоставить ей «исключительный доступ» к международным средствам. Именно так было с Грецией, которая получила от фонда кредитную линию, в 17 раз превышающую ее квоту. Однако многие страны – члены МВФ до сих пор негативно оценивают случай с Грецией, а США потребовали ужесточить правила исключительного доступа во время реформы квот МВФ в 2015 г.
Еще одна проблема – реструктуризация долга центрального правительства и нефтяной госкомпании PDVSA, которую необходимо будет провести в рамках программы международной помощи. Точный объем долга неизвестен, так как правительство, например, имеет огромную задолженность перед поставщиками, к нему предъявлены иски из-за национализации активов. На рынке обращаются облигации правительства и PDVSA на $60-70 млрд, известно о двусторонних кредитах Китая более чем на $60 млрд. Долг Каракаса России, по данным на сентябрь 2016 г., составлял $2,84 млрд, также «Роснефть» предоставила ему $6 млрд в виде аванса за поставки нефти. В начале сентября 2017 г. министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что Венесуэла попросила реструктурировать ее госдолг, а месяц спустя Мадуро назвал «предметом переговоров» уже долг PDVSA.
На уровне $140 млрд долг эквивалентен 116% ВВП, а платежи за его обслуживание – около 75% стоимости экспорта, оценивает фонд Torino Capital; последний показатель, по его данным, самый высокий в мире.
Эксперты уже озаботились долговой проблемой. В конце июля Ли Бьюкхейт, специалист по суверенным долгам юрфирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, и Миту Гулати, профессор права Duke University, опубликовали работу «Как реструктурировать венесуэльский долг». А в сентябре доклад «Реструктуризация Венесуэлы: реалистичный план» представили специалисты в этой области Марк Уокер из Millstein & Co и Ричард Купер из Cleary Gottlieb. По их мнению, Венесуэла и PDVSA «стоят перед лицом самой сложной и проблемной реструктуризации в истории». Ситуация осложняется тем, что для реформирования экономики потребуется изменение политического ландшафта, при том что есть стороны, «сильно заинтересованные в сохранении статус-кво». «Однако реструктурировать задолженность сможет только то правительство (оно может быть временным или переходным), которое продемонстрирует заслуживающую доверие приверженность проведению необходимых реформ и примет обязательства по реструктуризации, юридическая сила которых не будет подлежать оспариванию», - пишут Уокер и Купер.
С нынешними властями Венесуэлы у МВФ «нет никакого диалога», сказал FT высокопоставленный сотрудник фонда. А ведь МВФ может предоставлять помощь только по просьбе правительства страны и при его сотрудничестве. «Многое зависит от природы смены власти: если она будет беспорядочной, не будет консенсуса, международное сообщество не захочет» давать деньги, добавил сотрудник МВФ.
Между тем после нескольких месяцев уличных протестов весной и летом, в ходе которых погибло 125 человек, Мадуро продолжает укреплять власть. Летом подконтрольный оппозиции парламент фактически был заменен конституционной ассамблеей, состоящей из его сторонников, после чего США ввели санкции против Венесуэлы. Над пакетом санкций работает и Евросоюз, возглавляют эту работу Франция, Испания и Великобритания, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на европейских чиновников.
В воскресенье в Венесуэле прошли выборы губернаторов. Национальная избирательная комиссия сообщила, что сторонники президента победили по крайней мере в 17 из 23 штатов. Коалиция оппозиционных сил «Демократическое единство» обвинила власти в фальсификации результатов и заявила об их непризнании. Явка составила 61%, а все опросы накануне выборов показывали, что оппозиция увеличит свое представительство среди губернаторов с трех до примерно 18. Со статистической точки зрения официальные результаты невозможны, сказал WSJ Николас Толедо из социологической службы Consultores 21 в Каракасе: «Каждый опрос, проведенной любой службой в последние три года, должен был оказаться неверным».