Запад пытается отрезать режим Мадуро от иностранных активов

Главные из них – нефтедоллары и золото
Экспорт нефти дает Венесуэле 95% притока твердой валюты
Экспорт нефти дает Венесуэле 95% притока твердой валюты / Fernando Llano / AP

Американская администрация рассматривает возможности передать деньги, выручаемые Венесуэлой от экспорта нефти, а также другие иностранные активы под контроль оппозиции. А Банк Англии отказался вернуть Каракасу золотые резервы. Других источников твердой валюты у Венесуэлы нет, и их перекрытие может привести к еще большим экономическим проблемам в стране, ВВП которой уже сократился вдвое за шесть лет пребывания у власти президента Николаса Мадуро.

«Дипломатические и экономические отношения между США и Венесуэлой должны соответствовать признанию Соединенными Штатами Хуана Гуайдо и Национальной ассамблеи», – говорится в опубликованном в пятницу заявлении министерства финансов США. На прошлой неделе Гуайдо, председатель контролируемого оппозицией парламента, объявил себя временным президентом, в его поддержку венесуэльцы уже не один день проводят массовые демонстрации во многих городах страны. «США будут использовать экономические и дипломатические инструменты для обеспечения того, чтобы коммерческие транзакции венесуэльского правительства, включая те, где задействованы государственные предприятия и международные резервы, соответствовали этому признанию».

Экспорт нефти дает Венесуэле 95% притока твердой валюты, а золото на $1,2 млрд, хранящееся в Банке Англии, составляет значительную часть золотовалютных резервов, которые оцениваются в $8 млрд. При этом в получении нефтедолларов Венесуэла зависит прежде всего от США, так как в Китай и Россию она поставляет нефть в оплату кредитов, а союзнической Кубе – по сильно заниженной цене. Ежедневные поставки нефти в США составляют около 500 000 баррелей в день, на валюту закупается продовольствие и товары первой необходимости, а также оборудование для той же нефтяной отрасли, включая вещества, необходимые для разбавления тяжелой, высокосернистой венесуэльской нефти, которую только в таком виде можно отправлять на продажу за рубеж.

Из-за экономического кризиса в стране и назначения руководителем госкомпании PDVSA близкого Мадуро военного добыча за время нахождения президента у власти упала вдвое – до 1,1 млн баррелей в сутки, по данным ОПЕК. Экспорт сократился с $93 млрд в 2012 г. до $31,5 млрд в 2017 г.

В Вашингтоне хотят перенаправить денежные потоки от экспорта венесуэльской нефти Гуайдо, но так, чтобы поставки продолжались, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на американских чиновников. В частности, изучается такая возможность: Гуайдо назначит новые советы директоров в PDVSA и принадлежащую ей американскую компанию Citgo, рассказали газете два человека, знакомые с разработками в администрации президента США. Предполагается, что директора могли бы направлять действия менеджмента, включая использование выручки, полученной от экспорта нефти.

В прошлый четверг госдепартамент также уведомил Федеральную резервную систему, что доступ к венесуэльским активам в банках США может получить теперь только Гуайдо, но не правительство Мадуро. Но никто не знает, как это все будет работать, отмечает WSJ: представители нефтяной отрасли указывают, что наличие двух советов директоров в компаниях создаст массу юридических и регуляторных проблем. По словам одного из них, «это неразбериха для кредиторов, для сотрудников, вообще для всех – неразбериха, неразбериха, неразбериха».

Если отрезать Мадуро от нефтяных денег, добыча в Венесуэле может упасть в этом году еще на 40%, оценивает Франциско Родригес, руководитель Torino Capital. А спад экономики составит около 30% после примерно 15% в 2018 г., приводит WSJ мнение Асдрубаля Оливероса, директора Ecoanalitica в Каракасе. «Ситуация в Венесуэле до сих пор имела предсказуемый эффект: в последние годы нефтедобыча падала быстро, но постоянно, – сказала на Давосском форуме Меган О’Салливан, специалист по геополитическим аспектам энергетических проектов Гарвардского университета. – Теперь ситуация может развиваться в любом из направлений, и это порождает большую неопределенность».

Банк Англии между тем отказался вернуть Мадуро золото на $1,2 млрд, сообщило агентство Bloomberg в конце прошлой недели со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Один из них рассказал, что с такой просьбой к Лондону обратились госсекретарь США Майкл Помпео и советник по национальной безопасности Джон Болтон. По словам двух человек, делегация во главе с председателем центробанка Венесуэлы прибыла в Лондон еще в середине декабря. Переговоры не принесли результата, а общение между сторонами вообще прекратилось.

Предыдущий президент Уго Чавес в 2011 г. дал указание вернуть в страну из Банка Англии и других институтов золотые слитки на $11 млрд. Правительство его преемника продавало золото, чтобы финансировать импорт и платить по долгам. В последнее время покупателем золота, которое Венесуэла стала добывать в закрытом ранее для горных работ национальном парке Канайма (входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), была Турция. В 2018 г. она приобрела у Венесуэлы золота на $1 млрд.

США вместе с другими странами пытаются убедить Анкару перестать покупать золото у Венесуэлы, пишет Bloomberg.

Экспорт нефти дает Венесуэле 95% притока твердой валюты
Что происходит в Венесуэле