Китай провел крупнейшую валютную интервенцию за два года
Торговая война с США заставляет его сдерживать падение курса юаняКитай в октябре потратил $32 млрд из валютных резервов на поддержание юаня. Это его самая значительная месячная валютная интервенция за два года, которая свидетельствует об обеспокоенности Пекина ситуацией в экономике.
Обнародованные в среду данные частично развеивают опасения, что Китай намерен использовать девальвацию как оружие в торговой войне с США. Но они также подчеркивают проблему, которая стоит перед Народным банком Китая (НБК): он пытается стабилизировать курс юаня, не расходуя много валютных резервов.
Некоторые аналитики уверены, что власти не хотят позволить курсу преодолеть психологическую отметку 7 юаней/$. На закрытии торгов в среду курс материкового юаня составил 6,93 юаня/$.
В то же время НБК не хочет допустить падения резервов ниже $3 трлн. Поэтому у него не так много средств, которые можно направить на поддержку юаня, как раньше. В середине 2014 г. его валютные резервы достигали почти $4 трлн, но в последующие 2,5 года Китаю пришлось потратить почти $1 трлн, чтобы поддержать юань на фоне сильного оттока капитала. В октябре официальный уровень валютных резервов НБК снизился с $3,087 трлн до $3,053 трлн. По оценкам FT, если исключить колебания валютных курсов, интервенции в этом месяце составили около $32 млрд, это максимум с января 2017 г.
Тем не менее экономист ING Айрис Пан называет такое месячное снижение резервов небольшим по сравнению с концом 2015 г., когда оно в течение полугода составляло в среднем около $70 млрд. «Несмотря на приближение курса к 7 юаням/$, панического оттока капитала из Китая нет, – отмечает она. – Такое значение курса – просто круглое число, а не психологический барьер, и валютная пара приближалась к нему уже много раз».
Но отток капитала все-таки ускоряется. Согласно опубликованным в понедельник данным платежного баланса, чистый отток капитала составил $19 млрд в III квартале и стал первым квартальным оттоком с конца 2016 г. Хотя он по-прежнему намного меньше показателя IV квартала 2016 г. ($96 млрд).
Пекин значительно сократил валютные интервенции с начала 2017 г. благодаря ужесточению контроля за движением капитала и хорошим темпам роста экономики. Но в последние месяцы давление на юань усилилось — укрепление доллара на фоне повышения процентных ставок Федеральной резервной системы США совпало с замедлением роста китайской экономики и беспокойством инвесторов по поводу введения Вашингтоном пошлин на импорт многих товаров из Китая.
Дефицит счета текущих операций Китая составил $13 млрд за первые девять месяцев 2018 г. По итогам года он может получить первый дефицит с 1993 г.
Многие аналитики уверены, что Пекин готов смириться с умеренным ослаблением юаня, если оно не перерастет в панические продажи. «Мы не советуем центробанку совершать интервенции, поскольку снижение курса юаня вызвано укреплением доллара, – говорит аналитик Northeast Securities Ли Ён. – Сегодня ситуация намного лучше, чем в 2015 г.».
Перевел Алексей Невельский