Так медленно Китай не рос с начала 2009 года

При этом торговый конфликт еще даже не успел в III квартале сказаться на экономике
Принятые в последние месяцы меры по смягчению контроля за долговым финансированием и увеличению ликвидности пока не оживили инвестиции в основные фонды
Принятые в последние месяцы меры по смягчению контроля за долговым финансированием и увеличению ликвидности пока не оживили инвестиции в основные фонды / Andy Wong / AP

Темпы роста ВВП Китая в III квартале оказались самыми низкими со времен мирового финансового кризиса: они составили 6,5% (а в I квартале 2009 г. – 6,4%). В первом же полугодии 2018 г. экономика выросла на 6,8%.

Чтобы успокоить инвесторов, сразу несколько китайских лидеров выступили с заявлениями. Перед публикацией данных о ВВП руководители центробанка, банковского и рыночного регуляторов дали понять, что готовы поддерживать экономику и рынок, а негативная динамика последнего не отражает сильные фундаментальные показатели (см. цитаты). После публикации заместитель председателя Госсовета Лю Хэ в интервью ведущим государственным СМИ признал, что экономика столкнулась с серьезными вызовами, но заявил, что она продолжит стабильно расти. Кроме того, психологический эффект от торговой войны с США, в ходе которой те с июля ввели пошлины на импорт китайских товаров на $250 млрд, а Пекин ответил пошлинами на $110 млрд, оказался сильнее, чем реальный, сказал Лю. «Китай и США сейчас находятся в контакте», – добавил он, имея в виду переговоры о возможной встрече Дональда Трампа и Си Цзиньпина на саммите стран «двадцатки» в ноябре.

«Когда все регуляторы выступают с подобными заявлениями, это необычно, но сегодня Китай обнародовал данные по ВВП, и они не соответствовали ожиданиям», – отметил Джекит Вон, рыночный аналитик MUFG.

Экономисты ожидали роста на 6,6%, однако словесные интервенции поддержали фондовый рынок. Если на утренних торгах в пятницу индекс Shanghai Composite снижался на 1,1%, то по итогам дня вырос на 2,5%.

Инвестиции

Тем не менее с начала года индекс упал на 25% – во многом из-за замедления экономики, ожидания негативных последствий торгового конфликта с США и борьбы правительства с долговым финансированием. На днях рейтинговое агентство S&P Global предупредило, что Китай может столкнуться с «долговым айсбергом» и «титаническими» кредитными рисками: по его оценке, забалансовые долги муниципалитетов могут достигать $4,5–6 трлн. Долги эти были накоплены в ходе инвестиций в инфраструктурные проекты, которые помогали поддерживать темпы роста экономики. Но финансировались они через создававшиеся муниципалитетами структуры, кредиты которым зачастую предоставляли мелкие и средние банки. Двухлетние попытки Пекина ограничить долговые риски и взять сектор теневого финансирования под контроль привели к отмене многих инфраструктурных строек, в том числе неэффективных, таких как метро в маленьких городах, а также частных проектов. Принятые в последние месяцы меры по смягчению контроля и увеличению ликвидности пока не оживили инвестиции в основные фонды, долгое время бывшие основным двигателем экономического роста.

Потребление

В то же время потребление, которое власти вскоре после мирового кризиса обещали сделать таким двигателем, пока не отвечает их чаяниям. Видя ухудшение экономической ситуации и нарастающий торговый конфликт, китайцы стали ограничивать потребление. Розничные продажи за первые три квартала выросли на 9,3% против 10,4% за аналогичный период 2017 г. Продажи автомобилей упали в сентябре третий месяц подряд, и нынешний год может стать первым почти за 30 лет, когда они снизятся по итогам года.

Экспорт

Правда, неожиданно хорошие результаты показал экспорт, увеличившийся на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (во II квартале – на 11,5%). Но это во многом объясняется тем, что поставщики стремятся отправить побольше товаров, пока торговая ситуация не ухудшилась еще больше. Американские пошлины на $250 млрд сейчас составляют 10%, что для китайских экспортеров компенсируется снижением курса юаня на 10% с апреля. Но с января США обещают повысить их до 25%. «Совершенно очевидно, что некоторые экспортеры стараются исполнить заказы быстрее, чем планировалось», – сказал The Wall Street Journal Пань Хайтао, директор грузоперевозчика Taijing International Freight, чьи сотрудники в Шанхайском порту работают не покладая рук. «Удержать нынешние темпы роста экспорта невозможно», они упадут в ближайшие месяцы до 5–10%, считает Ларри Ху, экономист по Китаю Macquarie Capital.

Трамп решил вывести США из Всемирного почтового союза, участие в котором позволяло частным китайским компаниям, многие из которых годами «кормились» на eBay, отправлять небольшие посылки в США с мизерными транспортными издержками, добавляет Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: «Китай лишается многих привилегий, которыми пользовалась его экономика в последние 20 лет». От Китая ждали серьезной либерализации экономики и более честной игры, говорит он. «Но вот на днях Си Цзиньпин отрицательно высказался о дальнейших усилиях по открытию экономики. Это подчеркивает тот факт, что падение китайского фондового рынка вполне обоснованно. Качество государственного управления ухудшается. Власти дали понять, что на фондовом рынке готовы поддерживать крупные публичные госбанки, но эпицентр риска находится в региональных непубличных банках, чьи финансовые проблемы и вероятность дефолтов оценить просто невозможно», – возвращается Триси к описанию внутренних проблем.

«Данные по росту [экономики], более медленному, но все-таки сильному, скрывают внутренние и внешние уязвимые места, которые в отсутствие скоординированных мер властей, скорее всего, предвещают дальнейшее замедление роста», – цитирует Financial Times Эсвара Прасада, профессора экономики Корнельского университета и бывшего руководителя китайского отдела МВФ.

Лю Хэ
зампредседателя Госсовета КНР

«Если анализировать китайскую экономику, сосредоточившись только на одном показателе или периоде, то может показаться, что она переживает трудности. Но, если посмотреть на нее в более широкой исторической перспективе, то прогноз просто блестящий»

Гуо Шуцин
председатель Комиссии по регулированию банковской и страховой деятельности Китая

«На финансовом рынке Китая были сильные ненормальные колебания... Рынок потерял связь с фундаментальными показателями экономики и не отражает хорошее состояние финансовой системы Китая»

Лю Шию
председатель Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг

«[Мы будем] способствовать тому, чтобы фонды местных властей, квалифицированные фонды прямых инвестиций, брокеры и новые фонды помогали компаниям, имеющим хорошие перспективы, но временно столкнувшимся с операционными трудностями, решать проблемы с их заложенными акциями»

И Ган
председатель Народного банка Китая

«Центробанк продолжит проводить нейтральную денежную политику и обеспечивать адекватный уровень ликвидности в банковской системе»