Худшее для мировой экономики еще впереди
Объявленные и возможные новые пошлины и ограничения повлияют на торговые потоки в $2 трлн, предупреждает FitchВведенных пока заградительных пошлин недостаточно, чтобы существенно повлиять на прогнозы роста мировой экономики, отмечает рейтинговое агентство Fitch. Но эскалация торговых конфликтов повышает риск, что страны примут новые меры, которые окажут на нее гораздо более сильное негативное влияние.
Весной США ввели 25%-ные пошлины на импорт стали и 10%-ные – алюминия, ответные меры ЕС, Канады и Мексики вступили в силу в последний месяц. 6 июля в США и Китае начнут действовать 25%-ные пошлины на $34 млрд с каждой стороны (потом будут увеличены до $50 млрд). В июне президент Дональд Трамп пригрозил ввести 20%-ные пошлины на импорт автомобилей из ЕС. Также власти США начали расследование с целью выяснить, представляет ли импорт автомобилей и комплектующих угрозу для национальной безопасности. В 2017 г. их импорт составил $322 млрд, отмечает Fitch.
Кроме того, угроза Трампа ввести пошлины на импорт товаров из Китая еще на $200 млрд, а то и на $400 млрд может спровоцировать Пекин на ответные меры.
Сейчас трудно предугадать, как будет развиваться торговая политика США, но Китай почти наверняка сделает все возможное, чтобы избежать полномасштабной торговой войны и связанной с ней волатильности, поскольку стабильность финансовой и денежно-кредитной системы имеет первостепенное значение для его будущего экономического развития, надеется Кристофер Дембик, глава отдела макроэкономического анализа Saxo Bank.
Возможно, заявления Вашингтона являются лишь переговорной тактикой, но детальная подготовка и обоснование этих мер, а также вероятная жесткая реакция торговых партнеров США представляют собой рост рисков, считают специалисты Fitch. Введение Белым домом высоких пошлин на импорт автомобилей они называют «экзистенциальной угрозой» для торгового соглашения NAFTA между США, Канадой и Мексикой.
Fitch рассмотрело сценарий, при котором США введут 25%-ные пошлины на импорт автомобилей и дополнительные пошлины на импорт из Китая, а их торговые партнеры ответят симметрично, и соглашение NAFTA будет расторгнуто. По оценкам агентства, эти и уже принятые меры затронут мировые торговые потоки примерно на $2 трлн. Это может не только повысить издержки импортеров и нарушить цепочки поставок, но также снизить реальные доходы потребителей и инвестиции и негативно отразиться на создании рабочих мест, предупреждает Fitch.
ЕС предлагает договориться
Еврокомиссия изучает идею договориться с такими крупными экспортерами легковых автомобилей, как США, Япония и Южная Корея, о снижении пошлин на импорт, утверждают знакомые с этой инициативой дипломаты. Так ЕС хочет избежать торговой войны с Вашингтоном. Дональд Трамп недоволен тем, что блок облагает американские машины 10%-ными пошлинами, а с поставок автомобилей из Европы США берут лишь 2,5%. Брюссель указывает, что в США действуют более высокие ставки на другую автопродукцию, например на пикапы. Согласно плану ЕК, участники договоренности снизят пошлины до согласованного уровня на определенный список товаров. Но пока неизвестно, будет ли председатель ЕК Жан-Клод Юнкер обсуждать эту идею на встрече с Трампом в июле.
При таком сценарии темпы роста ВВП США окажутся ниже примерно на 0,5 процентного пункта. Пока Fitch считает его маловероятным, поэтому в июне не стало менять свои мартовские прогнозы. По его оценкам, рост мирового ВВП составит 3,3% в этом году и 3,2% в 2019 г., в США – 2,8 и 2,6% соответственно.
Между тем еще до вступления в силу новых пошлин США и Китая рост мировой торговли уже почти остановился. Уже полгода индексы деловой активности в производственной сфере свидетельствуют о замедлении роста спроса. В июне индекс новых экспортных заказов (рассчитываемый в рамках индекса менеджеров по закупкам JPMorgan Global Manufacturing PMI) составил 50,5 пункта. Это самый низкий уровень почти за два года, индекс снижался каждый месяц с январского пика. Хотя заказы еще растут (значение выше 50 пунктов говорит о росте, ниже – о падении), эти данные довольно точно отражают динамику мирового торгового оборота; следовательно, ожидать повторения роста мировой торговли товарами на 4,8%, как в 2017 г., не стоит. Между тем прошлогодний рост в стоимостном выражении составил $1,13 трлн, а в процентном оказался самым быстрым с 2011 г., по данным Всемирного банка. Он в значительной степени обеспечил синхронный рост мировой экономики, наблюдавшийся впервые после кризиса 2008-2009 гг.
Ухудшение ситуации в мировой торговле объясняет недавнюю распродажу на рынках акций и облигаций развивающихся стран лучше, чем любые страхи относительно набирающего силу протекционизма, пишут в отчете аналитики канадской BCA Research. Падение торговых оборотов первым делом бьет по экономикам, являющимся ключевыми звеньями мировых производственных цепочек, а это прежде всего несколько развивающихся стран Азии.
Однако страхи торговых войн тоже могут влиять на решения компаний, которые, «ожидая, что торговать с Китаем или США станет сложнее, реорганизуют цепочки поставок», считает Джоанна Конингс, старший экономист по международной торговле ING. Иллюстрацией этого могут служить последние данные PMI по производству в Германии, пишет The Wall Street Journal: рост экспортных продаж там оказался самым низким более чем за два года, а ряд компаний сообщили о падении заказов из США и Китая.
В США, где производственный сектор пока еще неплохо растет (на 1,9% в мае в годовом исчислении), настроения тоже начинают ухудшаться.
Многие
Продажи Pentaflex, производителя штампованных и сборных металлоизделий, применяющихся в грузовиках, выросли в первом полугодии на 27%. Но на сталь приходится около 60% себестоимости изделий Pentaflex, а цены на горячекатаную полосу в США выросли с октября на 51%, по данным Steelbenchmarker. Это гораздо больше пошлины в 25% и роста цен в Европе (4%). Из-за удорожания продукции клиенты сворачивают операции и стараются экономить, сказал Financial Times Дейв Арндт, президент Pentaflex: «У нас все было хорошо. Я в бешенстве, что из-за пошлин все может закончиться. Если люди начнут нервничать [из-за торговых войн], упадут продажи грузовиков, а с ними – и наши».