Торговая война с Китаем ударит по простым американцам

Новые пошлины коснутся многих потребительских товаров
Торговая война с Китаем ударит по простым американцам
Торговая война с Китаем ударит по простым американцам / Damir Sagolj / Reuters

До сих пор торговые конфликты США с другими странами почти не отражались на американских потребителях, но президент Дональд Трамп готов нарушить традицию. Если уже объявленные пошлины на китайский импорт касаются в основном сырья и комплектующих, то дополнительные наверняка распространятся на потребительские товары.

Когда 15 июня Трамп объявил о введении 25%-ных пошлин на китайский импорт стоимостью $50 млрд, он пообещал, что они не коснутся таких популярных у потребителей товаров, как мобильные телефоны и телевизоры. Но повторить такое обещание ему будет трудно, отмечает FT. В понедельник Трамп пригрозил ввести пошлины на китайские товары еще на $200 млрд, а если Пекин на них ответит, то еще на $200 млрд. Учитывая, что США в 2017 г. импортировали из Китая товаров на $505 млрд, Белому дому вряд ли удастся составить новый крупный список, в который не войдут основные категории потребительских товаров.

Главная статья китайского импорта в США – смартфоны ($70,4 млрд в 2017 г., по данным министерства торговли США). Другие основные поставки – компьютеры ($45,5 млрд), одежда ($36,4 млрд), игрушки и спортивные товары ($26,8 млрд), а также мебель ($20,7 млрд).

Ранее в этом году Вашингтон уже ввел 20%-ные пошлины на стиральные машины, 25%-ные – на сталь и 10%-ные – на алюминий. Борьба США с импортом может иметь разные последствия. Китайские поставщики и американские ритейлеры могут принять рост издержек на себя или переложить их на потребителей, повысив цены. «Все, от маленьких магазинов до крупных ритейлеров, обеспокоены последствиями для своего бизнеса и потребителей», – заявил вице-президент Национальной федерации розничной торговли США Джонатан Голд.

17%

на столько подорожало за последние три месяца прачечное оборудование, по данным минтруда США. Но потребители не часто покупают такие ­товары и пока вряд ли это заметили. Кроме того, цены на стиральные машины, снижавшиеся ранее, пока лишь вернулись к уровню июня 2015 г. Хотя пошлины на стиральные машины выгодны американской Whirlpool, в апреле она предупредила, что из-за других пошлин – на сталь и алюминий – ее расходы увеличатся на $50 млн. Если в январе после объявления пошлин на стиральные машины акции компании подскочили на 12%, то с тех пор снизились на 18%

Введение дополнительных пошлин может создать проблемы Apple, у которой почти все iPhone выпускаются в Китае, отмечает WSJ. Правда, на этой неделе The New York Times сообщила со ссылкой на знакомого с ситуацией человека, что администрация Трампа пообещала гендиректору Apple Тиму Куку не вводить пошлины на ее смартфоны. В недавнем интервью телеканалу Bloomberg Кук рассказывал, что во время апрельской встречи с Трампом назвал пошлины неправильным подходом.

Если Вашингтон будет действовать агрессивно, пошлины на импорт в $200 млрд могут вступить в силу в III квартале. Но многие республиканцы обеспокоены тем, как реакция потребителей повлияет на выборы в конгресс в ноябре, пишет FT. «Вопрос в том, как много времени потребуется, чтобы переложить стоимость на потребителей, и произойдет ли это перед выборами», – цитирует газета Мэри Лавли из Института международной экономики Петерсона.

Главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди смоделировал последствия различных сценариев такой торговой политики. По его оценкам, уже объявленные Трампом тарифы будут стоить экономике США около 145 000 рабочих мест к концу 2019 г. Если Вашингтон введет пошлины на китайские товары еще на $100 млрд, эти потери превысят 500 000. Но на рынке труда США бум и этот сценарий означают, что в ближайшие полтора года будет создано 2,5 млн вместо 3 млн новых рабочих мест, отмечает Занди. Его модели были построены до последней угрозы Трампа ввести дополнительные пошлины уже на $400 млрд.