Трамп пригрозил Китаю пошлинами на импорт ценой $450 млрд

Вашингтон рискует недооценить Пекин в случае торговой войны
Администрация Трампа 15 июня заявила о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд.
Администрация Трампа 15 июня заявила о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд. / Jonathan Ernst/REUTERS

Две крупнейшие экономики мира еще на шаг приблизились к полномасштабной торговой войне. Президент США Дональд Трамп в понедельник поручил составить список китайских товаров стоимостью $200 млрд, на импорт которых могут быть введены 10%-ные пошлины. Вашингтон пойдет на это, если Пекин ответит на ранее объявленные США торговые ограничения.

Администрация Трампа 15 июня заявила о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд. В тот же день Китай принял зеркальные меры, и некоторые из пошлин страны начнут взимать с 6 июля. Если же Китай ответит и на новый раунд пошлин, США введут их еще на импорт ценой в $200 млрд, пригрозил Трамп вечером в понедельник. Таким образом, в совокупности пошлины могут затронуть импорт товаров из Китая на $450 млрд. Министерство торговли Китая в ответ на последнюю угрозу Трампа предупредило, что готово принять как «количественные», так и «качественные» меры, но не стало их называть.

В 2017 г. США импортировали из Китая товаров на $505 млрд, а Китай из США – только на $130 млрд. Из-за этого Трампу, видимо, кажется, что у Пекина меньше возможностей для ответной реакции, полагает Эсвар Прасад, профессор экономики Корнельского университета и бывший руководитель китайского отдела МВФ. «Это может оказаться ужасным просчетом, поскольку Китай может довольно сильно ударить по американским компаниям другими способами, в том числе ограничив их продажи в Китае и открыто или скрытно нарушив их цепочки поставок», – говорит Прасад (цитата по WSJ).

Китай может остаться без американской нефти

Китай может ввести 25%-ные пошлины на импорт всех энергоресурсов из США, за исключением СПГ. Американским нефтяникам, которые и так уже столкнулись с ростом расходов из-за пошлин на сталь и алюминий, введенных Вашингтоном, придется искать новых покупателей на значительную часть своего экспорта. Хотя еще месяц назад министр финансов США Стивен Мнучин, сообщая, что Китай согласился сократить торговый дисбаланс с США, заявлял: «Мы ожидаем удвоения закупок Китаем наших энергоресурсов, я думаю, мы легко можем увидеть закупки на $50–60 млрд в год в ближайшие 3–5 лет».
В нефтяном секторе у США профицит в торговле с Китаем, причем экспорт стремительно растет благодаря быстрому увеличению добычи в США. По данным Thomson Reuters Eikon, поставки сырой нефти выросли со $100 млн в месяц в начале 2017 г. до почти $1 млрд сейчас; для Китая они стали важной альтернативой ближневосточной и российской нефти. «Попадание сырой нефти в список [пошлин] для нас стало сюрпризом», – сказал Reuters представитель ведущей нефтяной госкомпании Китая. «Мы вообще-то собирались увеличивать импорт в соответствии с прежней политикой правительства», направленной на сокращение торгового дефицита с США, ­добавил он.
Часть американской нефти Китай «в этом дипломатическом споре даже может заместить иранской, это, безусловно, приведет Трампа в ярость», сказал Reuters Джон Дрисколл, директор JTD Energy Services. А вот США будет сложно найти альтернативу Китаю, полагает Суреш Сиванандам из Wood Mackenzie – его цитирует Financial Times. Газета также приводит мнение Джейкоба Дуэка, специалиста по энергетике в вашингтонской юридической фирме Eversheds Sutherland, который полагает, что американским компаниям придется перенаправлять из Китая на другие рынки 300 000–400 000 барр. в день – и там они могут потерять в цене. Между тем это практически весь американский нефтяной экспорт в Китай: по данным Управления энергетической информации США, в I квартале среднедневные поставки составили 358 000 барр.

Администрация Трампа 15 июня заявила о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд.

Руководители американских компаний тоже опасаются подобных действий со стороны Пекина, пишет FT. Примеры уже есть. В последние месяцы китайская таможня начала задерживать американское продовольствие, автомобили и корма для домашних животных, ужесточив проверки.

Пекин уже пользовался подобными методами во время споров с Японией и Южной Кореей, напоминает Эндрю Полк из консалтинговой фирмы Trivium. Китайские компании и потребители в 2017 г. бойкотировали южнокорейских ритейлеров во время дипломатического конфликта из-за размещения в Корее американской системы противоракетной обороны. Кроме того, под прицел Китая могут попасть голливудские фильмы и финансовые организации, пишет FT.

Эксперты опасаются экономической дестабилизации, если ни Пекин, ни Вашингтон не отступят. В прошлом году мировая экономика впервые после кризиса 2008 г. стала синхронно расти, а теперь появились признаки замедления. Полномасштабная торговая война в столь чувствительное время «будет иметь ощутимые экономические последствия для Китая, США и остального мира», предупреждает Луис Куйс из Oxford Economics. Если напряженность в торговой политике и на финансовых рынках ударит по настроениям потребителей и бизнеса, то повышение пошлин подорвет пока еще высокие темпы экономического роста, отметили в пятницу аналитики Moody’s Мадхави Бокил и Лиллиан Ли.

Перспектива торговой войны пугает инвесторов. Фондовый индекс Шанхайской биржи опустился во вторник на 3,8%, а Шэньчжэньской – на 5,8%. По сравнению с пиковыми значениями в январе они снизились на 18,3 и 18,7% соответственно – до минимума с июня 2016 г. Американские S&P 500 и Dow Jones к 19.10 мск потеряли 0,6 и 1,2% соответственно. Распродажи затронули многие азиатские рынки, поскольку инвесторы осознают: при глобальных цепочках поставок пошлины на продукт, отправляющийся из Китая в США, скорее всего, затрагивают экспорт нескольких стран и производство нескольких компаний, пишет Ханна Андерсон, стратег JPMorgan Asset Management. Азия ощутит на себе последствия торговой войны в большей степени, поскольку экономика США растет прежде всего за счет внутреннего рынка, а не экспорта, считает Шон Кэллоу, старший валютный стратег Westpac.

Администрация Трампа 15 июня заявила о введении 25%-ных пошлин на импорт китайских товаров стоимостью $50 млрд.