Бюджетное правило будет приостановлено на 2016 год
В предвыборный период казна переходит в режим жесткой экономииПохоже, долгосрочная бюджетная стабильность и желание сохранить деньги в резервах превалируют над традиционным популизмом в выборный год (2016 – выборы в Госдуму), рассуждает Владимир Тихомиров из БКС: «Победу на выборах можно обеспечить разными способами: увеличением выплат населению – в данной ситуации, очевидно, это возможно только за счет дестабилизации финансовой политики, – или ограничением возможностей для конкурирующих партий. Населению же можно объяснить, что кризис, Запад виноват и т. д.».
Правительство подготовило поправки в Бюджетный кодекс, которые приостанавливают действие бюджетного правила на 2016 г. Сам бюджет, согласно поправкам, тоже будет сверстан только на один год – на 2016 г., а не на три, как прежде. Кроме того, сдвинут срок представления бюджета в Госдуму с 1 на 25 октября. Изменения вызваны сложностью прогнозирования в сложившихся реалиях, объяснил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.
В дальнейшем бюджетное правило будет модифицировано, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Проектировки бюджета на 2016 г. будут сделаны после того как правительство одобрит новый макропрогноз Минэкономразвития, уточнил министр (цитаты по “Интерфаксу”). По его словам, для расчета доходов в проект бюджета-2016 будет заложена цена нефти $50/барр., о чем ранее сообщил помощник президента Андрей Белоусов. Ранее ожидалось, что цена нефти в 2016 г. будет $60/барр.
Приостановка бюджетного правила связана с отходом от 3-летнего бюджета и дает дополнительную гибкость при определении объема расходов, пояснил “Ведомостям” замминистра финансов Максим Орешкин. Приостановка правил не означает более мягкой бюджетной политики, подчеркнул он: повысить расходы можно было как раз с точки зрения бюджетного правила.
В соответствии с правилами расходы 2016 г. в 15,865 трлн руб., установленные в “Основных направлениях бюджетной политики”, нельзя уменьшать, указал Орешкин: приостановка бюджетного правила такую возможность дает.
Бюджетные правила определяют объем расходов бюджета, исходя из расчетной цены нефти плюс 1% ВВП. Цена нефти рассчитывается как средняя за несколько предыдущих лет. Если она оказывается ниже фактической, то дополнительные нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Если выше – то бюджет тратит Резервный фонд для финансирования образовавшегося разрыва.
В соответствии с бюджетными правилами, такая расчетная цена нефти на 2016 г. должна составить $87/барр., сообщил Орешкин: «Понятно, что такая цена далека от реалий, и поэтому вопрос 1%-го дефицита сейчас становится чисто теоретическим”. Министр финансов Антон Силуанов в понедельник пообещал, что правило вновь начнет действовать после его приостановки в 2016 г. - хотя и будет модифицировано.
Минфин в начале лета уже предлагал изменить бюджетное правило, скорректировав расчетный курс рубля при прогнозировании доходов – обычно курс берется из фактического прогноза Минэкономразвития на соответствующий год. Это не было проблемой в 2010-2013 гг., когда курс колебался в пределах 29-32 руб./$, отмечает Алексей Девятов из ЦЭФИР, но девальвация все изменила. В итоге получалось, что при расчете бюджета на 2016 г. по цене нефти в $87/барр., как требует бюджетное правило, и по курсу 56,8 руб/$, который прогнозировало Минэкономразвития на 2016 г. (апрельский прогноз при $60/барр. в 2016 г.), расходы увеличивались на 1,5 трлн руб. в дополнение к уже запланированным. Минфин предлагал «уравнять» цену нефти и курс, взяв для бюджетных расчетов тот курс рубля, который сложился бы при цене нефти в $87/барр.
Это позволяло избежать «навеса» расходов в 2016 г. Но – без отмены бюджетного правила – не позволяло их сократить более чем на 2,5% (на объем условно утвержденных). Тогда как даже при принятии предложений Минфина о продлении 10%-го секвестра госпрограмм и двукратном сокращении индексации пенсий в бюджете 2016 г. получалась «дыра» в 1,9 трлн руб. (около 2% ВВП), а средств Резервного фонда едва хватало на два ближайших года.
Оценка чиновниками правительства экономической ситуации с весны, когда они декларировали, что худшее позади, ухудшилась: снова подешевела нефть, Минэкономразвития ожидает более глубокого спада в 2015 г. и не исключает, что рецессия продлится два года. Все прогнозы исходят из сохранения санкций в отношении России и сохранении низкого уровня цены нефти. Ситуация остается сложной, сообщил сегодня премьер Дмитрий Медведев: “Сохраняется целый набор негативных факторов, это и структурные проблемы, и нестабильность на рынках энергоносителей, прежде всего углеводородов, нестабильность на рынках капиталов […] сложности, которые испытывают крупнейшие экономики, и, наконец, санкционное давление [на Россию]" (цитата по “Интерфаксу”). Среди задач правительства, продолжил он, - верстка реалистичного бюджета на 2016 г., повышение эффективности расходов, экономия средств и, по мере возможности, – продолжение реализации госпрограмм.
Без бюджетных правил главным ориентиром при подготовке параметров бюджета будет макроэкономическая стабильность, говорит Орешкин: “То есть – тот объем дефицита, который мы можем себе позволить, ориентируясь на среднесрочную динамику. А мы предполагаем, что в ближайшие годы цена нефти останется вблизи текущих значений”. По его словам, объем дефицита на 2016 г. будет формироваться исходя из того, каков будет реальный объем доходов, рассчитанный на основе нового макропрогноза, и сколько средств можно будет взять из Резервного фонда и занять на рынке.
Вопрос секвестра даже не стоит – вопрос в его масштабе, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: он будет определяться комбинацией возможностей Резервного фонда, займов и сокращения расходов. По ее расчетам, при цене нефти $50/барр. доходы бюджета в 2016 г. составят 13,15 трлн руб. – на 17% (на 2,6 трлн руб.) меньше, чем заложено в законе о бюджете на 2015-2017 гг. В Резервном фонде на 1 сентября – 4,7 трлн руб. В 2015 г., по оценке Минфина, доходы будут чуть выше 13 трлн руб.: таким образом, в 2016 г. России, вероятно, предстоит второй год снижения бюджетных доходов.