Минфин придумал способ ограничить расходы бюджета
Для этого он предлагает новую трактовку бюджетного правила – очистить его от эффекта девальвацииВ начале очередной схватки за бюджет Минфин ищет способы ограничить запросы лоббистов. Выполнить поручение президента сокращать траты в 2016–2017 гг. на 5% в реальном выражении будет сложно из-за сопротивления других министерств, признают в Минфине. Каждое микродействие наталкивается на противодействие, говорит сотрудник министерства. Поэтому Минфин выбрал другой способ автоматически опустить потолок расходов.
Минфин предложит новую трактовку бюджетного правила, рассказал министр Антон Силуанов: очистить его от эффекта девальвации. Корректировать правило и менять закон не придется, нужно лишь правильно его интерпретировать, пояснил Силуанов после совещания у президента по бюджету.
Согласно правилу расходы должны рассчитываться исходя из базовой цены нефти – средней за несколько лет – плюс не более 1% ВВП. Цель правила состояла в том, чтобы ограничить рост расходов в тучные годы и создать подушку безопасности при падении сырьевых котировок. Но против правила сыграла девальвация на фоне снижения цены нефти. По расчетам Минфина (есть у «Ведомостей»), базовая цена оказывается в 2016 г. существенно выше прогнозируемой Минэкономразвития – $87 против $60 (см. таблицу). А расходы бюджета, рассчитанные по действующему правилу, – почти на 1,5 трлн руб. выше даже заложенных в действующем пока законе.
Идея Минфина – базовую цену в долларах умножать не на прогнозируемый Минэкономразвития курс рубля, а на тот курс, который сложился бы при такой базовой цене, пояснил вчера Силуанов. К примеру, в 2016 г. базовая цена по бюджетному правилу – $87 за баррель, при такой цене доллар стоил бы около 40 руб., а не 56,8 руб., как предусмотрено макропрогнозом, оценивает Силуанов. Вопрос применения правила в стадии обсуждения, сказал он.
Все варианты могут быть рассмотрены, но в правительстве склоняются к корректировке правила, объясняет высокопоставленный чиновник правительства. Новая трактовка позволит избежать «горба расходов» – сильного роста в 2016 г. и потом обрушения, говорит чиновник Минфина. Их потолок в 2015 г. опустится до 15,1 трлн руб., при действующем правиле расходы оказались бы существенно выше.
Есть два варианта срезать расходы, рассуждает федеральный чиновник: корректировка правила и сокращение расходов на 5%. Второй вариант Силуанов называет жестким. Новая трактовка правила позволяет в 2016 г. сократить расходы (даже сильней, чем при варианте сокращения расходов на 5%), но с 2017 г. уже не так сдерживает их: при снижении базовой цены начинает слабеть и привязанный к ней рубль. В 2018 г. при базовой цене барреля нефти в $58 доллар будет стоить 62 руб., в то время как прогноз Минэкономразвития – 53,2 руб. Поэтому предельные расходы выше, чем при действующей трактовке правила. Цель Минфина – не автоматически и максимально срезать расходы, а избежать их волатильности – резкого увеличения, а потом резкого спада, говорит его представитель. Корректировка правила, по словам Силуанова, позволит добиться цели Минфина: дефицит федерального бюджета в 2016 г. не должен быть выше 2,4% ВВП, в 2018 г. возможен бездефицитный бюджет.
Среди вариантов сокращения расходов наименее вредным для экономики Силуанов назвал пересмотр индексации социальных обязательств, которые по действующему законодательству должны индексироваться либо на фактический, либо на прогнозный уровень инфляции. Трансферт Пенсионному фонду из-за индексации пенсий и выплат на инфляцию потребуется увеличить на 1,1 трлн руб. в 2016 г., на 1,2 трлн – в 2017 г. и на 1,7 трлн руб. – в 2018 г. Социальные траты будут выдавливать другие расходы, говорит Силуанов. Среди способов избежать этого – привязка индексации пенсий к росту доходов ПФР (она уже есть в законодательстве, но не может быть ниже инфляции), рассказывал «Ведомостям» замминистра финансов Максим Орешкин. Но он не говорил, как именно Минфин предлагает решить проблему законодательно.
Действующее правило показало свою неэффективность, считает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: используется курс, не соответствующий макроэкономической ситуации. Трактовка Минфином адекватна экономической ситуации, уверена Акиндинова, но рассчитывать базовый курс нужно не только по цене нефти, придется готовить еще один макропрогноз.